В 1918 году имение Шереметевых было национализировано, в нем открыли музей-усадьбу Остафьево, директором которого был назначен граф Павел Сергеевич Шереметев — сын последнего владельца усадьбы. Спустя десятилетие его сняли с должности за дворянское происхождение и в 1929 году выселили с семьей из Остафьево.
В память о Пушкине в Остафьеве хранилось множество реликвий: жилет поэта, пробитый пулей Дантеса, перчатка (другая перчатка была брошена В.А. Жуковским в гроб поэта), кора с березы, возле которой стоял Александр Сергеевич во время дуэли, трость «арапа Петра Великого» — Абрама Ганнибала, в набалдашник которой была вделана золотая пуговица с мундира Петра I, письменный стол Пушкина — дубовый, на высоких точеных ножках. Под стеклянным колпаком бережно сохранялся высохший букетик цветов, собранных когда-то поэтом в окрестностях Остафьева и подаренных дочери П.А. Вяземского.
Среди пушкинских реликвий здесь были его рабочий стол, письменный прибор, жилет из тонкого черного сукна, камышовая трость, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину в 1820 году с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя…», акварельный портрет жены поэта работы В. Гау.
В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.
В 1931 году в усадьбе открыли дом отдыха Наркомата обороны.
Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь.
В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.
Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал филиалом Музея А. С. Пушкина. В 1994 году стал самостоятельным государственным музеем-усадьбой «Остафьево» – «Русский Парнас».
В 1995 году музей-усадьба «Остафьево»- Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
В память о Пушкине в Остафьеве хранилось множество реликвий: жилет поэта, пробитый пулей Дантеса, перчатка (другая перчатка была брошена В.А. Жуковским в гроб поэта), кора с березы, возле которой стоял Александр Сергеевич во время дуэли, трость «арапа Петра Великого» — Абрама Ганнибала, в набалдашник которой была вделана золотая пуговица с мундира Петра I, письменный стол Пушкина — дубовый, на высоких точеных ножках. Под стеклянным колпаком бережно сохранялся высохший букетик цветов, собранных когда-то поэтом в окрестностях Остафьева и подаренных дочери П.А. Вяземского.
Среди пушкинских реликвий здесь были его рабочий стол, письменный прибор, жилет из тонкого черного сукна, камышовая трость, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину в 1820 году с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя…», акварельный портрет жены поэта работы В. Гау.
В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.
В 1931 году в усадьбе открыли дом отдыха Наркомата обороны.
Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь.
В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.
Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал филиалом Музея А. С. Пушкина. В 1994 году стал самостоятельным государственным музеем-усадьбой «Остафьево» – «Русский Парнас».
В 1995 году музей-усадьба «Остафьево»- Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
В 2002 году реконструировали западный флигель и фондовое хранилище имения. Еще через три года восстановили второй флигель и террасу, а к 2016 году в усадебном доме были воссозданы исторические интерьеры, соответствующие XIX веку.
В честь 250-летия Николая Карамзина в музее-усадьбе открылась экспозиция, посвященная писателю. Был восстановлен кабинет историка, однако лишь одна вещь в нем является подлинной — это конторка, датированная XIX веком.
Овальный зал дошел до нас в большей сохранности, чем все остальные помещения. В нем были восстановлены шесть дверей, ведущих в парк, в 1930-е годы они были переделаны в окна. По историческим фотографиям воссоздали лепной потолочный карниз, измененный в тот же период.
Гуляя по усадьбе Остафьево, понимаешь, что природа здесь самая обыкновенная. Не она притягивала сюда поэтов и писателей, гости приезжали сюда из-за хозяев, ведь именно хозяева дома создали такую атмосферу в усадьбе, что всем здесь было комфортно. Что ни говори, а приятно пройтись по тем местам, куда любили приезжать известные поэты и писатели.
Сейчас музей-усадьба Остафьево проводит культурные мероприятия, пушкинские дни, театральные спектакли и концерты, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», образовательные экскурсии, интерактивные программы, а также всевозможные квесты.
Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».
Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».
Остафьево стало притягательным местом для кинематографистов.