Деревня Сотниково, старинное поселение с многовековой историей, до 70-х годов прошлого века располагалось на левом берегу речки Лодырки (Родынка, Лодырь).
Сотниковские и кузнецовские крестьяне за неимением своей церкви ходили в приход села Руднево. Деревни считались монастырскими и числились за Симоновым монастырем вплоть до Манифеста 1764 года «О секуляризации церковных земель», вышедшего в начале царствования Екатерины II. После конфискации деревни перешли в собственность государства и стали называться экономическими.
В 1812 году наполеоновское войска дотла выжгли деревню Сотниково.
Сохранился подробный план 1862 г. деревень Кузнецово и Сотниково Московской губернии Верейского уезда Кубинской волости, из которого видно, что через Сотниково вела дорога из деревни Кузнецово в деревню Шеламово, владельцем которой в то время являлся капитан Николай Васильевич Рагозин.
Сотниковские и кузнецовские крестьяне за неимением своей церкви ходили в приход села Руднево. Деревни считались монастырскими и числились за Симоновым монастырем вплоть до Манифеста 1764 года «О секуляризации церковных земель», вышедшего в начале царствования Екатерины II. После конфискации деревни перешли в собственность государства и стали называться экономическими.
В 1812 году наполеоновское войска дотла выжгли деревню Сотниково.
Сохранился подробный план 1862 г. деревень Кузнецово и Сотниково Московской губернии Верейского уезда Кубинской волости, из которого видно, что через Сотниково вела дорога из деревни Кузнецово в деревню Шеламово, владельцем которой в то время являлся капитан Николай Васильевич Рагозин.
Сотниковские крестьяне считались активными прихожанами Рудневской Богородицерождественской церкви. Фамилии Леоновых, Моховых часто встречаются в архивных документах. Так, крестьянин Никита Филиппович Леонов, 1873 года рождения, проходил должность церковного старосты в храме села Руднево с 1907 года в течение нескольких сроков (трехлетий). Его честность и преданность храму божиему были отмечены наградами Московского Епархиального начальства.
Октябрьская революция сломала шкалу духовных ценностей. После закрытия женского монастыря «Зосимова Пустынь» в 1924 году многие монахини расселяются в близлежащих деревнях, одиннадцать из них нашли себе приют в Сотниково, однако подверглись арестам и постоянным преследованиям со стороны властей. Кто-то из них умер в ссылке, кого-то расстреляли.
Из воспоминаний Глот И.Е.: «Моя семья переехала на жительство в деревню Сотниково в 1946 году. В ней было всего 48 домов. Председателем колхоза Победа, образованного в Сотниково в 1946 году, была Коренькова П.М. В 1949 году колхозы деревень Сотниково и Кузнецово объединились. В деревне Сотниково к тому времени была ферма крупного рогатого скота, конюшня. Растили полеводы капусту, картошку, морковь, сеяли вручную гречиху, овес. В местечке Холодный Омут, где бьет родник, косили траву для колхоза».
Октябрьская революция сломала шкалу духовных ценностей. После закрытия женского монастыря «Зосимова Пустынь» в 1924 году многие монахини расселяются в близлежащих деревнях, одиннадцать из них нашли себе приют в Сотниково, однако подверглись арестам и постоянным преследованиям со стороны властей. Кто-то из них умер в ссылке, кого-то расстреляли.
Из воспоминаний Глот И.Е.: «Моя семья переехала на жительство в деревню Сотниково в 1946 году. В ней было всего 48 домов. Председателем колхоза Победа, образованного в Сотниково в 1946 году, была Коренькова П.М. В 1949 году колхозы деревень Сотниково и Кузнецово объединились. В деревне Сотниково к тому времени была ферма крупного рогатого скота, конюшня. Растили полеводы капусту, картошку, морковь, сеяли вручную гречиху, овес. В местечке Холодный Омут, где бьет родник, косили траву для колхоза».
Пионерский лагерь в д. Сотниково, Деревня Сотниково
Благодаря воспоминаниям старых жителей мы можем как бы увидеть вновь эту деревню, познакомиться с ее обитателями.
Речка Лодырка, на берегу которой когда-то стояла деревня, берет начало в болотцах у п.Киевский. Тоненькой ниточкой несет она свои прозрачные воды в Пахру. Чуть левее места, где такой же робкий ручеек - речка со смешным названием Хлыпенка впадает в Лодырку, - старинный «Холодный» омут. Пробираемся по прибрежным зарослям – к реке подойти крайне трудно: вокруг трава выше человеческого роста. Ещё сравнительно недавно такого не было, в каждом дворе скотину держали. Любое неудобье окашивалось, не говоря уже о хороших местах с сочной травой. Упрямо двигаемся вниз по реке. Перед деревней метров за 300 стоял перекинутый через речку «Павловский мост», по нему проходила дорога на Шеламово. Повернув на безымянный мосток и проехав километра три лесом, можно было попасть в монастырь «Зосимова пустынь». Этим путем монахини часто ездили на подводах по монастырским нуждам.
В деревне было дворов 50, широкая улица делила их на два порядка. В центральной части деревни, на пригорке, выбиваясь из общей линии домов, стояла маленькая часовня. В 1947 г. с всеобщего молчаливого согласия часовню перенесли на скотный двор и стали использовать как помещение для хранения фляг с молоком.
Излюбленным местом сотниковской детворы был «бочак» - естественное расширение реки и довольно глубокое. Справедливости ради надо сказать, что «бочаков» в деревне было несколько. Лодырка в те времена не была такой мелкой, рыба водилась, щука баловала. По весне река разливалась и так буйствовала, что заставляла относиться к себе с уважением. Построенную деревенским кузнецом плотину однажды смыла как игрушечную, и охнуть не успели.
После войны много новых домов в Сотниково строилось. Деревню даже переименовать пытались в Новоселки. Погоста своего не было, людей хоронили в Кузнецово или Руднево.
Во время войны в Сотниково находился штаб летной части и весь летный состав квартировал по крестьянским домам. Татьяна Егоровна Щербакова (Шеватурина) с улыбкой вспоминает, как девчонкой просила летчиков взять ее в полет, но те великодушно разрешали только набивать пулеметные ленты патронами. Там, где сейчас свиноводческий комплекс, в войну располагался аэродром.
На противоположном берегу реки на лесной полянке (теперь уже полностью заросшей молодыми деревцами) против домов Злобиных и Чижовых общее захоронение 1941 года комбата одного из полков 110-й стрелковой дивизии капитана Л.Г.Белоуса, получившего тяжелое ранение в неравном бою у деревни Шеламово, и Л.Голиковой, добровольца народного ополчения. О трагической гибели этих отважных людей рассказывала Т.А.Окулова в своих очерках о войне на страницах газеты «Основа». Хоронить погибших воинов выходили всей деревней. Недалеко от деревни есть осыпавшийся блиндаж и воронки от снарядов.
Вот мы и прошли вместе с Вами вдоль по улице почти 40 лет несуществующей деревни. Люди, жившие в Сотниково, становились свидетелями и участниками разных по значимости исторических событий. Память пожилых людей еще сохраняет для нас эту деревню, не дает пустоте и забвению полностью поглотить её. Это добрая память о деревне с ее жителями, это незабвенная память о сестрах-страдалицах, это благодарная память военным летчикам.
Речка Лодырка, на берегу которой когда-то стояла деревня, берет начало в болотцах у п.Киевский. Тоненькой ниточкой несет она свои прозрачные воды в Пахру. Чуть левее места, где такой же робкий ручеек - речка со смешным названием Хлыпенка впадает в Лодырку, - старинный «Холодный» омут. Пробираемся по прибрежным зарослям – к реке подойти крайне трудно: вокруг трава выше человеческого роста. Ещё сравнительно недавно такого не было, в каждом дворе скотину держали. Любое неудобье окашивалось, не говоря уже о хороших местах с сочной травой. Упрямо двигаемся вниз по реке. Перед деревней метров за 300 стоял перекинутый через речку «Павловский мост», по нему проходила дорога на Шеламово. Повернув на безымянный мосток и проехав километра три лесом, можно было попасть в монастырь «Зосимова пустынь». Этим путем монахини часто ездили на подводах по монастырским нуждам.
В деревне было дворов 50, широкая улица делила их на два порядка. В центральной части деревни, на пригорке, выбиваясь из общей линии домов, стояла маленькая часовня. В 1947 г. с всеобщего молчаливого согласия часовню перенесли на скотный двор и стали использовать как помещение для хранения фляг с молоком.
Излюбленным местом сотниковской детворы был «бочак» - естественное расширение реки и довольно глубокое. Справедливости ради надо сказать, что «бочаков» в деревне было несколько. Лодырка в те времена не была такой мелкой, рыба водилась, щука баловала. По весне река разливалась и так буйствовала, что заставляла относиться к себе с уважением. Построенную деревенским кузнецом плотину однажды смыла как игрушечную, и охнуть не успели.
После войны много новых домов в Сотниково строилось. Деревню даже переименовать пытались в Новоселки. Погоста своего не было, людей хоронили в Кузнецово или Руднево.
Во время войны в Сотниково находился штаб летной части и весь летный состав квартировал по крестьянским домам. Татьяна Егоровна Щербакова (Шеватурина) с улыбкой вспоминает, как девчонкой просила летчиков взять ее в полет, но те великодушно разрешали только набивать пулеметные ленты патронами. Там, где сейчас свиноводческий комплекс, в войну располагался аэродром.
На противоположном берегу реки на лесной полянке (теперь уже полностью заросшей молодыми деревцами) против домов Злобиных и Чижовых общее захоронение 1941 года комбата одного из полков 110-й стрелковой дивизии капитана Л.Г.Белоуса, получившего тяжелое ранение в неравном бою у деревни Шеламово, и Л.Голиковой, добровольца народного ополчения. О трагической гибели этих отважных людей рассказывала Т.А.Окулова в своих очерках о войне на страницах газеты «Основа». Хоронить погибших воинов выходили всей деревней. Недалеко от деревни есть осыпавшийся блиндаж и воронки от снарядов.
Вот мы и прошли вместе с Вами вдоль по улице почти 40 лет несуществующей деревни. Люди, жившие в Сотниково, становились свидетелями и участниками разных по значимости исторических событий. Память пожилых людей еще сохраняет для нас эту деревню, не дает пустоте и забвению полностью поглотить её. Это добрая память о деревне с ее жителями, это незабвенная память о сестрах-страдалицах, это благодарная память военным летчикам.