По прошению графа Ивана Илларионовича Воронцова из Московской Духовной Консистории 15 апреля 1752 года послан указ о разрешении в селе Воронове вместо ветхой деревянной церкви построить новую каменную с приделами великомученика Артемия и преподобной Марии Египетской.
Храм Спаса Нерукотворного в Воронове
Автором проекта постройки каменной церкви и колокольни стал известный московский зодчий Карл Иванович Бланк. Он умело сочетал в своём творчестве общеевропейские классические образцы с русскими традициями. Церкви, построенные по его проекту, отличает замкнутость форм, соединённых большим куполом. Привычное крестообразное подкупольное пространство включает четыре направления сторон горизонта; но все части гармонично создают общую композицию. Всё это можно наблюдать на примере церкви Спаса Нерукотворного Образа. Трапезная и колокольня были пристроены позднее. Тогда же храм перестал быть частью усадьбы и стал обычной приходской церковью.
Карл Иванович Бланк является, к слову сказать, архитектором Императорского Воспитательного дома на берегу Москвы-реки - там сегодня располагается Военная академия.
К 1762 году каменный храм с двумя приделами был построен. По просьбе графа Ивана Илларионовича Воронцова освятил храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Вороново, 16 августа 1763 года по благословению митрополита Тимофея архиепископ Крутицкий Амвросий.
Церковь и колокольня в Воронове представляют архитектурно-художественную ценность.
Церковный участок лежит к юго-востоку от дворца. Это цельная композиция, прекрасно увязанная с планом всей усадьбы. Границами участка служат: с запада — продольная пихтовая аллея, с востока — старое Калужское шоссе, с юга — лесные посадки, с севера — насаждения боскета, прорезанные диагональной аллеей, направленной зрительно на церковь. Боскет – элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок, геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками.
В старину на участок имелось, очевидно, несколько входов: со старого Калужского шоссе, с боскета и со стороны пихтовой аллеи.
Интересна конфигурация участка, представлявшего собой в плане эллипс. Об этом можно судить по сохранившимся посадкам деревьев — лип и одной березы — четко оформляющим границу с севера н востока. Дальше контуры теряются, и обследование территории показало отсутствие каких бы то ни было следов исчезнувших регулярных посадок.
Колокольня и церковь, ориентированная по канону алтарной частью на восток, расположены по главной оси участка. Поставленная в 50 метрах от церкви колокольня подчеркивает вход со стороны дворца — главного центра усадьбы.
Церковь Спаса Нерукотворенного Образа – тип храма «восьмерик на четверике», трактованный в соответствии с композиционными приемами, по-новому. Это – формирование стиля русского классицизма.
Примечательно, что Спасская церковь не закрывалась в советское время и ныне является действующей. Однако военные годы оставили зримые отметины в облике храма – так как 20-метровый шпиль был хорошим ориентиром для вражеской авиации, его снесли, а заодно убрали и купол; колокола были сняты и отправлены на переплавку для нужд фронта. В последствии колокольня высотой 62 метра была восстановлена и колокола отлиты заново.
В 1949 году церковь включили в территорию Дома отдыха, и для свободного посещения открыли только этот объект из всего комплекса.
В старину на участок имелось, очевидно, несколько входов: со старого Калужского шоссе, с боскета и со стороны пихтовой аллеи.
Интересна конфигурация участка, представлявшего собой в плане эллипс. Об этом можно судить по сохранившимся посадкам деревьев — лип и одной березы — четко оформляющим границу с севера н востока. Дальше контуры теряются, и обследование территории показало отсутствие каких бы то ни было следов исчезнувших регулярных посадок.
Колокольня и церковь, ориентированная по канону алтарной частью на восток, расположены по главной оси участка. Поставленная в 50 метрах от церкви колокольня подчеркивает вход со стороны дворца — главного центра усадьбы.
Церковь Спаса Нерукотворенного Образа – тип храма «восьмерик на четверике», трактованный в соответствии с композиционными приемами, по-новому. Это – формирование стиля русского классицизма.
Примечательно, что Спасская церковь не закрывалась в советское время и ныне является действующей. Однако военные годы оставили зримые отметины в облике храма – так как 20-метровый шпиль был хорошим ориентиром для вражеской авиации, его снесли, а заодно убрали и купол; колокола были сняты и отправлены на переплавку для нужд фронта. В последствии колокольня высотой 62 метра была восстановлена и колокола отлиты заново.
В 1949 году церковь включили в территорию Дома отдыха, и для свободного посещения открыли только этот объект из всего комплекса.