На невысоком берегу речушки Чернички когда-то стоял пятиглавый храм Рождества Христова, звон колоколов которого радовал окружающие деревни более трех веков.
В писцовых книгах Малоярославецкого уезда за 1628-1630 гг. упоминается погост на великокняжеской земле, «а на погосте церковь Рождество Христово, а в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи, и колокола, и все церковное строение приходское, а на погосте двор попов, двор дьячков, двор пономарей, двор проскурницын да четыре кельи, а в них живут нищие и питаются от церкви Божией».
Расположенный на речке Черничке храм существовал за счет приходских вотчинников, из которых в начале XVII века известны Челищевы. Им принадлежали земли рядом с погостом, а также многие другие деревни.
В выписках из «Межевой книги» 1635 года упоминаются населенные пункты прихода Рождественского погоста: Лушково, Юшково, Петрово, Арехово, Олехово, Лопатино, Кузовлево, Михайлово, Тетеринки.
В конце XVII века на средства думного дьяка Автамона Иванова в Рождественском погосте построен новый каменный храм во имя Рождества Христова по благословению святейшего Адриана, Патриарха Московского и всея Руси. Эти подробности известны из сохранившейся копии храмозданной грамоты, подписанной Святейшим Патриархом и составленной его секретарем монахом Тихоном Макарьевским.
В своей челобитной к Святейшему Патриарху Автамон Иванов просил благословения «на Рождественском погосте построить каменную церковь во имя Рождества Христова».
Судя по всему, в это время деревянной церкви на погосте не было (уничтожил огонь), так как в храмозданной грамоте сказано лишь о том, чтобы на старом кладбище огородить место бывшего святого престола и поставить на нем голубец или камень, как напоминание о прежде бывшем храме.
Грамота Святейшего Патриарха на построение новой церкви на Рождественском погосте подписана 22 июня 1700 года. В ней сказано, что необходимо придерживаться определенных правил возведения каменных храмов: «а верх был бы на той церкви по чину против каменных церквей, а не шатровых, и алтарь круглый тройной, а в церкви во алтарной стене цар¬ские двери были бы посредине, а по правую их сторону южные, а по левую северные».
Приделы в храме могли быть устроены позже, в первой половине XVIII столетия.
Таким образом, Автамон Иванов приобрел новое название для своей вотчины: село Рождественское. В Переписной книге Малоярославецкого уезда 1705 года упомянуто село Рождественское, на речке Черничке, от Калужской большой дороги в полверсте, «а в том селе церковь Рождества Христова»
В отказной книге 1724 года дается описание каменной церкви Рождества Христова, что на Черничке: «а в том селе церковь во имя Рождества Христова ка-менная, а в той церкви образ Рождества писан на красках (...) да у той же церкви колокольня де¬ревянная на столбах, а в ней 8 колоколов малых и больших».
Настоятелем Христорождественской церкви в это время был священник Михаил Иванов, который в 1726 году занял место своего отца священника Иоанна Васильева, служившего в храме с 1709 года.
В середине XVIII века упоминаются деревни Горнево, Круча, Тетеринки, Дмитровка, которые существуют и в наши дни.
Христорождественский погост до начала XIX столетия входил в состав Боровской десятины Московской епархии (до 1820 года московский архиепископ именовался Московским и Калужским).
Архивные источники свидетельствуют, что после Отечественной войны 1812 года приход, состоявший из многих селений, сильно пострадал от неприятельских войск - были сожжены многие господские и крестьянские дворы, в самой церкви был освящен только один придел с правой стороны во имя святого апостола Фомы - редкое именование престола в храмах Московской епархии. Сама церковь и левый придел во имя святителя Николая долго стояли не освященными, возможно, церковь была осквернена наполеоновскими солдатами, и последующее возобновление храма проходило медленно.
По случаю пожара 1812 года жители села Рождественно были переведены в ближайшие поселения. Крестьянское население проживало в деревнях Круча, Горнево, Дмитровка, Колонтаево, сельце Кощеево, селе Каменка, сельце Росово. Этими поселениями владели: генерал- майор Николай Иванович Жуков, штабс-капитан Василий Михайлович Масловский, отставной прапорщик Константин Иванович Сорохтин, сельцо Росово принадлежало прапорщику Алексею Петровичу Румянцеву.
С 1826 года настоятелем Христорождественского храма в селе Рождественне был священник Иоанн Петрович Волхонский. Церковь в это время была холодной, без отопления.
В 1830 году настоятелем был назначен священник из Подольского уезда Стефан Иванович Холмогоров-Платонов.
В клировых ведомостях за 1836 год о церкви писалось, что она была каменная, без колокольни, крепка, «построена неизвестно когда и кем, престол в ней один в приделе холодном во имя Апостола Фомы, настоящий престол во имя Рождества Христова еще не освящен».
В 1842 году появляются новые владельцы поселений: губернский секретарь Степан Сергеевич Оголин в сельце Ильино, чиновник 14 класса Людвиг Федорович Пальм в сельце Петрове, дочери тайного советника Дмитрия Семеновича Серебрякова в сельце Каменка, дочери титулярного советника Ивана
Васильевича Шапилова в сельце Лопатино.
В 1847 году умирает владелец села Рождественно, Круча Серпуховского уезда тайный советник Н.И.Жуков, оставляя свое имение жене Софье Ивановне и детям Дмитрию, Николаю, Константину и Вере Николаевне Жуковым.
В 1852 году настоятелем Христорождественской церкви определили Александра Федоровича Орлова.
По ведомости 1852 года при Рождественской, «что на Черничне церкви числились земли: усадебной 3 десятины, пашенной и сенокосной 33 десятины, из числа церковной земли под церковью находилось 100 са¬жень, под кладбищем 2 десятины и 1200 сажен».
В 1850-е годы все три престола церкви в селе Рождественне были освящены - настоящий храм во имя Рождества Христова, южный придел святителя Николая и северный во имя святого Апостола Фомы.
Необходимость зимнего храма для большого прихода воплотилась в постройке теплой церкви-колокольни в 1865-1867 гг. Зимний храм по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета освятили во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Настоятель церкви Рождества Христова о. Александр Орлов во время Крымской войны собирал средства для действующей архмии, за что епархиальным начальством был награжден наперсным крестом.
В конце 1885 года строительное отделение Московского губернского правления рассматривало проект на устройство каменной ограды с железной решеткой вокруг храма Рождества Христова (письмо Консистории от 20 декабря 1885 года). В архиве сохранился только проект ограды, без детального плана местности. Автор проекта инженер А.А. Семенов известен как руководитель строительства Исторического музея в Москве (по проекту архитектора В.И. Шервуда) и автор проекта северного крыла Политехнического музея в Москве (1903-1905 гг.).
С 1898 года настоятелем церкви был назначен Николай Христофорович Фиников.
В клировых ведомостях 1904 года о храме Рождества Христова говорится: «построен когда и кем, неизвестно; каменный с таковою же отдельно построенной колокольней, крыта железом, крепка; престолов в главном холодном храме три - в середине Рождества Христова и по бокам и с правой стороны Апостола Фомы, с левой - святителя Николая и вместе с нею отдельный теплый храм построен в 1867 году с одним престолом во имя Предчети и Крестителя Господня Иоанна». Из общего числа церковной земли в 36 десятин под церковью и кладбищем числилось 2 десятины. Имелась деревянная сторожка, деревянный амбар. Церковно-приходской школы не было, а Николай Фиников состоял законоучителем в приходских земских школах при деревнях Круча и Тетеринки. Всего в приходе на 1904 год состояли 303 двора с населением 968 мужчин и 1119 женщин.
К 1901 году относится подробное описание церквей села Рождественно на Черничке.
Почти квадратный в плане (12x11 сажень) Храм Рождества Христова был увенчан пятиглавием трех иконостасов, средний был длиной в 14 аршин, а боковые по 7 аршин. Вход в церковь располагался с западной стороны. Храм не отапливался. В трех саженях от него располагалась церковь-колокольня во имя Иоанна Предтечи - кирпичное, оштукатуренное, квадратное в плане (8x8 сажень) здание, построенное в 1868 году, с теплым храмом (с двумя изразцовыми печами). Колокольня упоминалась одноярусной (высотой до верха карниза 12 сажень). Весь ансамбль был огражден кирпичной с железными решетками оградой.
В 1910 году священником был Дмитрий Малинин.
Как вспоминают старожилы (А.С. Лушина, А.В. Бирюкова) службы в храме велись до 1932- 1933 гг. В эти годы священник был арестован, и храм прекратил действовать. До Великой Отечественной войны церковь использовалась колхозом «Родина».В октябре-декабре 1941 года во время ожесточенных боев за оборону Москвы па роговской земле Христорождественский храм был взорван советскими войсками, так как являлся ориентиром для фашистской авиации.
В сентябре 2003 года отмечалось 35-летие поселка Рогово . Населенный пункт молод, но мы видим, что в архивных документах еще в начале XIX столетия упоминается сельцо Росово. Видимо, это и есть наше Рогово, корни которого уходят в далекое прошлое: поселок видел войны 1812 и 1941 года.
Вопрос о восстановлении церкви был поднят жителями Роговского сельского округа на сходе в феврале 2002 года. Был избран приходской совет, послан запрос в архив. Министерство юстиции Московской области вновь зарегистрировало приход храма Рождества Христова. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, благочинного Подольских церквей о. Олега Сердцева были начаты работы по строительству деревянной церкви недалеко от места бывшего храма Рождества Христова. Уже в апреле-мае 2003 года прошли первые службы, на них присутствовали жители поселка Рогово и близлежащих деревень. А летом 2004 года был освящен купол храма, возрожденного более чем через 60 лет после исчезновения.
В писцовых книгах Малоярославецкого уезда за 1628-1630 гг. упоминается погост на великокняжеской земле, «а на погосте церковь Рождество Христово, а в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи, и колокола, и все церковное строение приходское, а на погосте двор попов, двор дьячков, двор пономарей, двор проскурницын да четыре кельи, а в них живут нищие и питаются от церкви Божией».
Расположенный на речке Черничке храм существовал за счет приходских вотчинников, из которых в начале XVII века известны Челищевы. Им принадлежали земли рядом с погостом, а также многие другие деревни.
В выписках из «Межевой книги» 1635 года упоминаются населенные пункты прихода Рождественского погоста: Лушково, Юшково, Петрово, Арехово, Олехово, Лопатино, Кузовлево, Михайлово, Тетеринки.
В конце XVII века на средства думного дьяка Автамона Иванова в Рождественском погосте построен новый каменный храм во имя Рождества Христова по благословению святейшего Адриана, Патриарха Московского и всея Руси. Эти подробности известны из сохранившейся копии храмозданной грамоты, подписанной Святейшим Патриархом и составленной его секретарем монахом Тихоном Макарьевским.
В своей челобитной к Святейшему Патриарху Автамон Иванов просил благословения «на Рождественском погосте построить каменную церковь во имя Рождества Христова».
Судя по всему, в это время деревянной церкви на погосте не было (уничтожил огонь), так как в храмозданной грамоте сказано лишь о том, чтобы на старом кладбище огородить место бывшего святого престола и поставить на нем голубец или камень, как напоминание о прежде бывшем храме.
Грамота Святейшего Патриарха на построение новой церкви на Рождественском погосте подписана 22 июня 1700 года. В ней сказано, что необходимо придерживаться определенных правил возведения каменных храмов: «а верх был бы на той церкви по чину против каменных церквей, а не шатровых, и алтарь круглый тройной, а в церкви во алтарной стене цар¬ские двери были бы посредине, а по правую их сторону южные, а по левую северные».
Приделы в храме могли быть устроены позже, в первой половине XVIII столетия.
Таким образом, Автамон Иванов приобрел новое название для своей вотчины: село Рождественское. В Переписной книге Малоярославецкого уезда 1705 года упомянуто село Рождественское, на речке Черничке, от Калужской большой дороги в полверсте, «а в том селе церковь Рождества Христова»
В отказной книге 1724 года дается описание каменной церкви Рождества Христова, что на Черничке: «а в том селе церковь во имя Рождества Христова ка-менная, а в той церкви образ Рождества писан на красках (...) да у той же церкви колокольня де¬ревянная на столбах, а в ней 8 колоколов малых и больших».
Настоятелем Христорождественской церкви в это время был священник Михаил Иванов, который в 1726 году занял место своего отца священника Иоанна Васильева, служившего в храме с 1709 года.
В середине XVIII века упоминаются деревни Горнево, Круча, Тетеринки, Дмитровка, которые существуют и в наши дни.
Христорождественский погост до начала XIX столетия входил в состав Боровской десятины Московской епархии (до 1820 года московский архиепископ именовался Московским и Калужским).
Архивные источники свидетельствуют, что после Отечественной войны 1812 года приход, состоявший из многих селений, сильно пострадал от неприятельских войск - были сожжены многие господские и крестьянские дворы, в самой церкви был освящен только один придел с правой стороны во имя святого апостола Фомы - редкое именование престола в храмах Московской епархии. Сама церковь и левый придел во имя святителя Николая долго стояли не освященными, возможно, церковь была осквернена наполеоновскими солдатами, и последующее возобновление храма проходило медленно.
По случаю пожара 1812 года жители села Рождественно были переведены в ближайшие поселения. Крестьянское население проживало в деревнях Круча, Горнево, Дмитровка, Колонтаево, сельце Кощеево, селе Каменка, сельце Росово. Этими поселениями владели: генерал- майор Николай Иванович Жуков, штабс-капитан Василий Михайлович Масловский, отставной прапорщик Константин Иванович Сорохтин, сельцо Росово принадлежало прапорщику Алексею Петровичу Румянцеву.
С 1826 года настоятелем Христорождественского храма в селе Рождественне был священник Иоанн Петрович Волхонский. Церковь в это время была холодной, без отопления.
В 1830 году настоятелем был назначен священник из Подольского уезда Стефан Иванович Холмогоров-Платонов.
В клировых ведомостях за 1836 год о церкви писалось, что она была каменная, без колокольни, крепка, «построена неизвестно когда и кем, престол в ней один в приделе холодном во имя Апостола Фомы, настоящий престол во имя Рождества Христова еще не освящен».
В 1842 году появляются новые владельцы поселений: губернский секретарь Степан Сергеевич Оголин в сельце Ильино, чиновник 14 класса Людвиг Федорович Пальм в сельце Петрове, дочери тайного советника Дмитрия Семеновича Серебрякова в сельце Каменка, дочери титулярного советника Ивана
Васильевича Шапилова в сельце Лопатино.
В 1847 году умирает владелец села Рождественно, Круча Серпуховского уезда тайный советник Н.И.Жуков, оставляя свое имение жене Софье Ивановне и детям Дмитрию, Николаю, Константину и Вере Николаевне Жуковым.
В 1852 году настоятелем Христорождественской церкви определили Александра Федоровича Орлова.
По ведомости 1852 года при Рождественской, «что на Черничне церкви числились земли: усадебной 3 десятины, пашенной и сенокосной 33 десятины, из числа церковной земли под церковью находилось 100 са¬жень, под кладбищем 2 десятины и 1200 сажен».
В 1850-е годы все три престола церкви в селе Рождественне были освящены - настоящий храм во имя Рождества Христова, южный придел святителя Николая и северный во имя святого Апостола Фомы.
Необходимость зимнего храма для большого прихода воплотилась в постройке теплой церкви-колокольни в 1865-1867 гг. Зимний храм по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета освятили во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Настоятель церкви Рождества Христова о. Александр Орлов во время Крымской войны собирал средства для действующей архмии, за что епархиальным начальством был награжден наперсным крестом.
В конце 1885 года строительное отделение Московского губернского правления рассматривало проект на устройство каменной ограды с железной решеткой вокруг храма Рождества Христова (письмо Консистории от 20 декабря 1885 года). В архиве сохранился только проект ограды, без детального плана местности. Автор проекта инженер А.А. Семенов известен как руководитель строительства Исторического музея в Москве (по проекту архитектора В.И. Шервуда) и автор проекта северного крыла Политехнического музея в Москве (1903-1905 гг.).
С 1898 года настоятелем церкви был назначен Николай Христофорович Фиников.
В клировых ведомостях 1904 года о храме Рождества Христова говорится: «построен когда и кем, неизвестно; каменный с таковою же отдельно построенной колокольней, крыта железом, крепка; престолов в главном холодном храме три - в середине Рождества Христова и по бокам и с правой стороны Апостола Фомы, с левой - святителя Николая и вместе с нею отдельный теплый храм построен в 1867 году с одним престолом во имя Предчети и Крестителя Господня Иоанна». Из общего числа церковной земли в 36 десятин под церковью и кладбищем числилось 2 десятины. Имелась деревянная сторожка, деревянный амбар. Церковно-приходской школы не было, а Николай Фиников состоял законоучителем в приходских земских школах при деревнях Круча и Тетеринки. Всего в приходе на 1904 год состояли 303 двора с населением 968 мужчин и 1119 женщин.
К 1901 году относится подробное описание церквей села Рождественно на Черничке.
Почти квадратный в плане (12x11 сажень) Храм Рождества Христова был увенчан пятиглавием трех иконостасов, средний был длиной в 14 аршин, а боковые по 7 аршин. Вход в церковь располагался с западной стороны. Храм не отапливался. В трех саженях от него располагалась церковь-колокольня во имя Иоанна Предтечи - кирпичное, оштукатуренное, квадратное в плане (8x8 сажень) здание, построенное в 1868 году, с теплым храмом (с двумя изразцовыми печами). Колокольня упоминалась одноярусной (высотой до верха карниза 12 сажень). Весь ансамбль был огражден кирпичной с железными решетками оградой.
В 1910 году священником был Дмитрий Малинин.
Как вспоминают старожилы (А.С. Лушина, А.В. Бирюкова) службы в храме велись до 1932- 1933 гг. В эти годы священник был арестован, и храм прекратил действовать. До Великой Отечественной войны церковь использовалась колхозом «Родина».В октябре-декабре 1941 года во время ожесточенных боев за оборону Москвы па роговской земле Христорождественский храм был взорван советскими войсками, так как являлся ориентиром для фашистской авиации.
В сентябре 2003 года отмечалось 35-летие поселка Рогово . Населенный пункт молод, но мы видим, что в архивных документах еще в начале XIX столетия упоминается сельцо Росово. Видимо, это и есть наше Рогово, корни которого уходят в далекое прошлое: поселок видел войны 1812 и 1941 года.
Вопрос о восстановлении церкви был поднят жителями Роговского сельского округа на сходе в феврале 2002 года. Был избран приходской совет, послан запрос в архив. Министерство юстиции Московской области вновь зарегистрировало приход храма Рождества Христова. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, благочинного Подольских церквей о. Олега Сердцева были начаты работы по строительству деревянной церкви недалеко от места бывшего храма Рождества Христова. Уже в апреле-мае 2003 года прошли первые службы, на них присутствовали жители поселка Рогово и близлежащих деревень. А летом 2004 года был освящен купол храма, возрожденного более чем через 60 лет после исчезновения.