Основным центром культурной жизни Троицка был Дом учёных. Он был создан по инициативе Е. П. Велихова. Евгений Павлович Велихов стал первым Председателем Совета Дома учёных. Первый директор Дома учёных — Рэм Муртазович Гехт.
Из Москвы в городок приезжали заметные личности – физиков уважали за их независимость и гражданскую позицию. Так известная писательница Нина Матвеевна Соротокина («Гардемарины, вперёд!»), проживавшая в Троицке, вспоминала, как в гости к Велиховым приезжал полузапрещенный, но от этого ещё более знаменитый бард Александр Галич. Он был в черном, очень красивый, несколько надменный, в сопровождении свиты. Это было уже после 68-го года, после чешских событий, и Галич пел: «Граждане, отечество в опасности: наши танки на чужой земле!» Кому ещё из компактно проживающей общественности в столице позволялось такое вольнодумство. Троичане до сих пор гордятся тем, что отстояли лицо города в прошлые застойные времена.
Особенно «диссидентствующий дух» распространялся через Дом ученых. Впрочем, троичане ни с кем не боролись, они просто позволяли себе вольнодумство. На Высоцкого собирался весь город, яблоку было негде упасть. У сцены люди с магнитофонами, с серьёзными лицами, как при отправлении церковного культа; тогда ещё, в 1970-х, православие не проникло так глубоко в общественную жизнь и его заменяло другое идолопоклонство… Впрочем, зря такое сравнение, подобные концерты были свежим глотком свободы в затхлой атмосфере всеобщей лжи и подхалимажа. То же самое было на вечерах Булата Окуджавы, правда, публика была не такая пестрая, более интеллектуальная что ли – поэт в последние годы больше любил поговорить о своей прозе, чем петь. Михаил Жванецкий выступал не только в Доме учёных, но и по институтам; он очень любил приезжать в Троицк и ценил вдумчивую публику.
Пели Ким и Никитины, Юрский читал Пастернака, Казаков – Тютчева и запрещенного Бродского. Бывали здесь писатели Трифонов, Нагибин, Искандер, Тендряков, Залыгин, Бакланов, Амираджиби, Ахмадулина, Евтушенко, Шукшин с «Калиной красной», Тарковский с «Солярисом» и многие другие. Благо, что некоторые и жили рядом в писательском дачном городке «Пахра». Как вспоминала Нина Матвеевна Соротокина, местный писатель: «Читали лекции Натан Эйдельман (Пушкин, декабристы, история России), Григорий Померанц (история, философия, религия, эстетика), Наталья Крымова (история театра), Лакшин (изящная словесность). Аверинцев приехал к нам с очень сложной темой, что-то по раннехристианской философии и её связям с Древней Грецией. Оглушительно интересно! Лекция продолжалась шесть часов, хотя я не уверена, что аудитория (я в том числе) поняла хотя бы половину». Докладчик с упоением переходил на древний верхненемецкий. Собравшиеся хотя и не понимали многое, но вырастали в собственных глазах, чувствуя уважение высокоэрудированного гостя…
Постепенно городок становился городом, а в 1977 году ему и официально было присвоен статус города областного подчинения. В 2007 году появился статус наукограда; 2011 год – принято решение о расширении Москвы с включением в её границы Троицка. С 1 июля 2012 года Троицк входит в состав Москвы как городской округ.
В настоящее время материалы и экспонаты по истории Троицка и окружающих земель сосредотачивается в городском музее. Он был создан ещё в 1978 г. на общественных началах. Экспозиция народного музея на площади 100 квадратных метров включала деревянную скульптуру, живопись и графику, коллекции камней и минералов, морской флоры и фауны, привезенные из многочисленных экспедиций сотрудниками Троицких институтов, диораму «Природа Подмосковья», мемориал «памяти павших», фотографии и документы по истории города. В 1993 г. создано муниципальное учреждение «Троицкий городской музей».
И вот в 2011 г. собственность музея значительно пополнилась, ему передано в постоянное (бессрочное) пользование парк, сохранившийся от усадьбы барона Черкасова. Эта территория имеет большую историческую ценность и связана с событиями Отечественной войны 1812 года; здесь планируется создать историко-культурный ансамбль со скульптурным наполнением и информационным освещением. Финский домик, в котором располагался музей, и окружающая его деревянная скульптура сгорели. В 2012 году музей вместе со своими фондами получил новый временный адрес – Нагорная, дом 9. Новое музейное здание планировалось построить по соседству с Выставочным залом ТРИНИТИ.