Отрывок из очерка С.С.Санкова
Северо-западнее Троицка, на коротком пути от Калужского шоссе до Киевского, находится редкостный по своему историческому ландшафту, застроенный ныне коттеджными посёлками дальний угол Наро-Фоминского района. Помимо дачников и местных жителей, неиссякаемый в оба конца автомобильный поток ежедневно наполняется работниками популярной в округе фабрики мороженного и самого роскошного в Подмосковье 5-звёздного «Империал Парк Отеля», их деловыми гостями и зажиточными клиентами. Географически эта местность является как бы пригородом Троицка, но в административном отношении – это самые отдалённые от райцентра «задворки».
Традиционно периферийные здешние земли в позапрошлом столетии находились ещё дальше от своего уездного города – Подольска, до 1839 года ими владела Варвара Петровна Оленина, урождённая Хитрово, затем они принадлежали Сухово-Кобылиным, и граничили с Звенигородским уездом. Полковник Василий Александрович Сухово-Кобылин, отец драматурга, избрал для проживания село Воскресенки (ныне Птичное), и приобрёл сомнительную известность своей нудной перепиской с Московской консисторией, не желая содержать церковный притч сельца Пучково, юридически входившего в его имение. Без видимой связи сын полковника оказался в эпицентре многолетней судебной тяжбы по обвинению в убийстве, которая вошла в сюжет его знаменитой трилогии «Свадьба Кречинского» (1855), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869).
В том же веке один столичный собиратель старинных преданий «ими же веси путями» установил, что в 1568 году именно сюда, в монастырь Николы Старого, первоначально был сослан Иваном Грозным опальный митрополит Филипп (Колычев), а в Смутное время здесь было сожжено тело Лжедмитрия I.
О времени основания этого монастыря сведений нет, и неизвестно, когда он был упразднён, но совершенно точно, что в 1660 году монастырские постройки перешли во владение царского окольничего Фёдора Михайловича Ртищева (1626-1673), образовав после слияния с сельцом Микульским село Старо-Никольское (ныне Первомайское). Его внук Василий вместо обветшавшего Никольского храма бывшей обители в 1709 году построил новую каменную церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, которая действует и в настоящее время.
Традиционно периферийные здешние земли в позапрошлом столетии находились ещё дальше от своего уездного города – Подольска, до 1839 года ими владела Варвара Петровна Оленина, урождённая Хитрово, затем они принадлежали Сухово-Кобылиным, и граничили с Звенигородским уездом. Полковник Василий Александрович Сухово-Кобылин, отец драматурга, избрал для проживания село Воскресенки (ныне Птичное), и приобрёл сомнительную известность своей нудной перепиской с Московской консисторией, не желая содержать церковный притч сельца Пучково, юридически входившего в его имение. Без видимой связи сын полковника оказался в эпицентре многолетней судебной тяжбы по обвинению в убийстве, которая вошла в сюжет его знаменитой трилогии «Свадьба Кречинского» (1855), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869).
В том же веке один столичный собиратель старинных преданий «ими же веси путями» установил, что в 1568 году именно сюда, в монастырь Николы Старого, первоначально был сослан Иваном Грозным опальный митрополит Филипп (Колычев), а в Смутное время здесь было сожжено тело Лжедмитрия I.
О времени основания этого монастыря сведений нет, и неизвестно, когда он был упразднён, но совершенно точно, что в 1660 году монастырские постройки перешли во владение царского окольничего Фёдора Михайловича Ртищева (1626-1673), образовав после слияния с сельцом Микульским село Старо-Никольское (ныне Первомайское). Его внук Василий вместо обветшавшего Никольского храма бывшей обители в 1709 году построил новую каменную церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, которая действует и в настоящее время.
Для глубины исторической картины остаётся добавить, что в XIV веке князь Иван Данилович Калита (1261-1340) раздвинул примерно на 40 километров границы «стольного града», оставив после себя Москву в совместном неделимом управлении всех трёх своих сыновей-наследников – Симеона, Ивана и Андрея. Остальные владения он поделил между ними на равные доли, подробно расписанные в «Духовной грамоте» 1339 года, оба варианта которой сохранились до наших дней: «Сыну своему болшему Семену» князь отписал «Можаеск со всими волостьми, Коломну со всими Коломеньскими волостьми, Городенку, Мезыню, Печочну, и Середокоротну, Похряне, Усть-Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевьское, село на Северьсце в Похряньском уезде, село Костянтиновьское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, сельце Микульское, село Малаховьское, село Напрудьское у города».
«А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободку, Замошьскую свободку, Угожь, Ростовци, Окатьеву свободку, Скирминовьское, Тростну, Негучю. А села: село Рюховьское, село Каменичское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское, село Домонтовское, село в Замошьской слободе, село Семциньское».
«А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Нарунижское, Серпюхов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Пернемышль, Растовец, Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговьское, село Труфановьское, село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское».
Таким образом, ещё в глубокой древности было заложено тройное районирование земель, в перекрестье которого оказался зажатым город Троицк – Подольским,
Наро-Фоминским и Видновским, – а современный мегаполис, похоже, только в XXI веке уместится в столичном формате века XIV-го.
Теперь по этим местам пролегает благоустроенная дорога между двумя федеральными трассами, а в советское время ухабистый просёлок вёл в совхозы Птичное и Первомайское, а также в подмосковный пансионат «стран социалистического содружества» (СЭВ), именуемый «Дружба». Редкие, вечно переполненные, почему-то покосившиеся на один бок старенькие автобусы перевозили унылых, плохо одетых пассажиров в Ботаково, Жуковку, на хутор Ильичёвку, в другие неприметные с дороги пустевшие деревеньки.
После войны в здешних окрестностях появились престижные ведомственные Дома отдыха и дачные кооперативы комфортно устроившейся под светом партийного фонаря интеллектуально-творческой элиты страны Советов. Любознательные во все времена дачники рано или поздно узнавали про местную достопримечательность – источник хрустально-чистой воды в Клокове, и с удовольствием этой водой запасались, не подозревая, что внешнее действо набирания живительной влаги обращается в тайный поклон памяти стоявшему когда-то на холме над источником храму в честь Воскресения Словущего.
«А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую свободку, Замошьскую свободку, Угожь, Ростовци, Окатьеву свободку, Скирминовьское, Тростну, Негучю. А села: село Рюховьское, село Каменичское, село Рузьское, село Белжиньское, село Максимовское, село Андреевское, село Вяземьское, село Домонтовское, село в Замошьской слободе, село Семциньское».
«А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Нарунижское, Серпюхов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Пернемышль, Растовец, Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговьское, село Труфановьское, село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское».
Таким образом, ещё в глубокой древности было заложено тройное районирование земель, в перекрестье которого оказался зажатым город Троицк – Подольским,
Наро-Фоминским и Видновским, – а современный мегаполис, похоже, только в XXI веке уместится в столичном формате века XIV-го.
Теперь по этим местам пролегает благоустроенная дорога между двумя федеральными трассами, а в советское время ухабистый просёлок вёл в совхозы Птичное и Первомайское, а также в подмосковный пансионат «стран социалистического содружества» (СЭВ), именуемый «Дружба». Редкие, вечно переполненные, почему-то покосившиеся на один бок старенькие автобусы перевозили унылых, плохо одетых пассажиров в Ботаково, Жуковку, на хутор Ильичёвку, в другие неприметные с дороги пустевшие деревеньки.
После войны в здешних окрестностях появились престижные ведомственные Дома отдыха и дачные кооперативы комфортно устроившейся под светом партийного фонаря интеллектуально-творческой элиты страны Советов. Любознательные во все времена дачники рано или поздно узнавали про местную достопримечательность – источник хрустально-чистой воды в Клокове, и с удовольствием этой водой запасались, не подозревая, что внешнее действо набирания живительной влаги обращается в тайный поклон памяти стоявшему когда-то на холме над источником храму в честь Воскресения Словущего.
Полный очерк Вы можете прочитать во втором выпуске Историко-краеведческого и литературного альманаха «Троицкий летослов».