Достопримечательности

Церковь Рождества Христова в Варварино

Церковь стоит на холме, занятом сельским кладбищем, над долиной реки Пахры. Документы сообщают, что каменный храм Рождества Христова на этом холме был построен в 1689–1693 годах по заказу стольника С.И. Милославского (после постройки храма село стали называть Рождественским). В начале XIX века (около 1803 года) с запада была построена стройная колокольня в стиле неоготики. В 1846 году к храму с севера пристроили придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, по архитектуре приблизительно повторяющий южный, первоначальный придел.
С первого взгляда на храм становится ясно, что он принадлежит к ярким образцам так называемого нарышкинского стиля, названного по фамилии Нарышкиных, к которой принадлежала мать царя Петра I, вторая жена царя Алексея Михайловича, Наталья Кирилловна, и многочисленные дядья Петра, в усадьбах которых в 1690-е годы были созданы лучшие памятники этого стиля. Но храм создан не Нарышкиными, а одним из Милославских, родственников первой жены царя Алексея Михайловича, Марии Ильиничны Милославской.

До 1689 года тон при московском дворе задавали Милославские. К ним принадлежал и строитель варваринской церкви, и начал строить ее он еще до переворота, совершенного Петром в августе 1689 года.
6 мая 1689 года был дан патриарший указ о строительстве в селе Варварино каменного храма в честь Рождества Христова с приделом.

Фотографии Евгения Сикова, 2013 г.


В Варварино трехглавие при взгляде с востока не читается: главы накладываются друг на друга.
При взгляде сбоку вся композиция читается: алтарь с главой, глава над храмом, придел, трапезная и поздняя колокольня. Можно даже домыслить положение третьей главы храма пророка Илии, о чем просил владелец села, С.И. Милославский. В 1693 году Рождественский храм был готов.
Итак, перед нами церковь, построенная представителем рода Милославских, причем начата она была еще при владычестве этого рода, а окончена уже после прихода к власти Петра и Нарышкиных.
Строитель храма, Сергей Иванович Милославский (1656–12.09.1710), несмотря на свое родство с царской семьей (он был троюродным братом царей Федора Алексеевича и Иоанна Алексеевича) не сделал яркой карьеры: сначала он был стольником, а с 1682 года был спальником при особе царя Иоанна Алексеевича.
А вот его отец, Иван Богданович Милославский (умер в 1681 году), двоюродный брат царицы Марии Ильиничны, был более яркой фигурой: он рано занял положение при дворе, сопровождал царя Алексея Михайловича в его загородных поездках и походах, как полководец участвовал в русско-польской и русско-шведской войнах 1650-х годов. Был воеводой в Холмогорах, Симбирске и Казани, возглавлял Челобитный приказ, участвовал в разгроме Степана Разина. С 1665 года получил чин окольничего, а в 1671 году — боярина. Влияние его стало ослабевать в 1680 году, когда царь Алексей Михайлович женился на Нарышкиной. Но и при царе Федоре Алексеевиче он вновь начал играть заметную роль. От его брака с Дарьей Прохоровной (умерла в 1693 году) и родился С.И. Милославский.

С.И. Милославский в своих владениях построил довольно много храмов: кроме церкви в Варварино он соорудил деревянную церковь Спаса в подмосковной усадьбе Прохорово, в 1691 году он возвел в своей усадьбе Заянье под Гдовом деревянную церковь Николая с приделом Сергия Радонежского (своего небесного покровителя). Считается, что его отец построил в 1676 году в своей подмосковной вотчине Шеметово каменную Казанскую церковь, но и ее возвел, видимо, тот же С.И. Милославский.

Но церковь в Варварино была все же главной постройкой Сергея Ивановича, о чем свидетельствует ее стиль, совершено столичный, даже придворный, а также тщательность и изысканность отделки фасадов. К моменту ее закладки в 1689 году С.И. Милославский был вдовцом, ему было 33 года, он был приближенным царя Ивана Алексеевича, представителем близкого к престолу рода. Именно близость к престолу определила стиль и основные особенности объемного построения церкви в Варварино: по всей видимости, спальник Милославский сумел получить для строительства храма в своей подмосковной вотчине тех самых мастеров, которые построили в 1683–1688 годах в московском Новодевичьем монастыре надвратную церковь Покрова. Можно думать, что рам Покрова не только был избран в качестве образца церкви в Варварино, но и мастера были те же самые, работавшие для царевны Софьи, часто посещавшей монастырь. В мае 1689 года, когда закладывался храм, Софья была еще у власти, она и дала придворному своего брата, царя Ивана (и своему родственнику), мастеров столичного уровня. Но с августа того же года Софья оказалась в заточении в том же Новодевичьем монастыре, к власти пришли Нарышкины, группировавшиеся вокруг царя Петра. Но С.И. Милославский, видимо, не был близок к Софье и опале он не подвергся: он был в окружении царя Ивана, остававшегося номинальным соправителем Петра до своей смерти в 1696 году.
И потому владетель Варварино спокойно достраивает свой храм, формы которого свидетельствовали о близости с постройкой царевны Софьи. Он оставался на своем месте, а с ним продолжалось, пусть ненадолго, то, что можно было бы с полным правом назвать «стилем Милославских».
Храм Покрова в Новодевичьем монастыре является надвратным, он поставлен на трехпролетные ворота, у него нет выделенных приделов. А церковь в Варварино стоит прямо на земле, у нее есть трапезная и придел с юга, отмеченный особой главкой и абсидкой. Эти различия обусловили поиски другой пропорциональной схемы завершения: общий тип происходящего из украинских прообразов трехглавого храма был сохранен (западной главы в Варварино сейчас нет, но трудно сомневаться в том, что она была), но ярусные шеи барабанов Варварино выше, а также восточный барабан приближен к четверику. Общая схема самого храма тоже сохранена, но разница высот между двусветным главным объемом и пониженным прямоугольным алтарем в варваринской церкви усилена, тогда как венчающий четверик глухой барабан сделан в усадебной церкви уже, чем это было осуществлено надвратной церкви. Перед нами результат работы позднесредневековых мастеров, согласовавших формы в связи с изменившимися обстоятельствами.
А вот убранство фасадов церкви в Варварино непосредственно продолжает все те темы, которые были намечены в церкви Покрова: и наличники с фланкирующими их колонками в виде герм (постаментов римских статуй, утолщающихся кверху), и порталы с объемными колонками, и колонки, фиксирующие углы алтаря—все это говорит о руке умелого декоратора, до того работавшего в Новодевичьем монастыре. И мастер объемов церкви в Варварино, и декоратор (или декораторы) принадлежали к великой традиции, «стилю Милославских», в котором впервые в России последовательно применили ордерные формы северноевропейского маньеризма. Этот стиль в момент создания варваринского храма уступал новому, нарышкинскому, возникшему из более раннего, но развившему формы дальше, в сторону утонченности и пышности. Но еще в 1693 году «стиль Милославских» был в полной силе, в полном расцвете, он демонстрировал законченную систему, в которой были и такие формы, которые затем в нарышкинский стиль не перешли (гермовидные пилястры, колонны в вынутых углах).
Перед нами один из последних, может быть, последний памятник большого стиля, не совсем заслуженно забытого в истории русской культуры, стиля, начинающего новую эпоху и достигшего в короткий срок, практически сразу, в самых первых памятниках, необычайной сложности и изящества форм.

Фотография Евгения Сикова, 2013 г.


Подробнее в статье
Седов, В. Церковь Рождества Христова в Варварине/ Владимир Седов // Московское наследие. – 2013. №30. – С. 10-17.
Историческая справка с приходского сайта Церковь Рождества Христова в Варварино, Новая Москва

Предположительно в 1803 г. к церкви была пристроена трехъярусная колокольня.
Во время нашествия французской армии в 1812 г. из церкви Рождества Христова были украдены сосуды и прочая утварь. 27 декабря 1813 г. храм вновь освятили.
В 1864 г. к церкви пристроили северный придел во имя благоверного князя Александра Невского.
27 апреля 1922 г. в церкви Рождества Христова провели изъятие церковных ценностей.
В 1923 г. верующие подали заявление о регистрации религиозной общины. Видимо, она была зарегистрирована, т. к. богослужения здесь совершались (хотя и с перерывами) до 1938 г., когда был арестован последний настоятель храма, священник Александр Минервин. Отца Александра приговорили к высшей мере наказания и расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
В 1938 г. церковь Рождества Христова была закрыта, ее здание использовалось как подсобное помещение пионерского лагеря. Убранство интерьера полностью утрачено в XX столетии. Роспись интерьера до наших дней не сохранилась.
В 1992 г. храм вернули верующим. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Фото: Чеботарь Александр Мирчевич, 2017 г., с сайта Храмы России

Поселение Краснопахорское
Made on
Tilda