Наши люди

Совершенно секретный герой Василий Георгиевич Павлов

Василий Георгиевич Павлов — участник трех войн, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза родился 18 апреля 1916 года в селе Белоусово.
Он прожил больше ста лет, но ни о жизни его, ни о работе почти никто, кроме узкого круга специалистов, не знает. Главной причиной тому — сугубая засекреченность тех военных проектов, к осуществлению которых он имел отношение.
Корреспонденты газеты «Московский комсомолец» исправили такую несправедливость и рассказали хотя бы о некоторых страницах биографии удивительного ветерана, скончавшегося в декабре 2017-го.
Василий Георгиевич Павлов. 1990-е годы. Фотография из архива Геннадия Амирьянца.
На протяжении долгого времени доктор технических наук Геннадий Амирьянц, главный научный сотрудник ЦАГИ, историк авиации, был знаком с Павловым, работал с ним, записывал его воспоминания. Именно от Геннадия Ашотовича удалось узнать много интересного о «совершенно секретном» летчике-долгожителе.

Из театральных гримеров — в авиаторы

Казалось бы, жизнь вела молоденького Васю Павлова прямиком в заманчивый мир театра. Отец его был специалистом по изготовлению обуви для актеров, работал в театре Зимина, в филиале Большого, после революции — в Художественном. Своего младшего сына, когда ему исполнилось 15 лет, он тоже пристроил во МХАТ. Там Василий освоил профессию гримера и даже Театральную школу технических кадров успел закончить в 1934-м, — рассказывает Геннадий Амирьянц.

У юноши обнаружился талант летчика. Именно Павлова инструкторы первым допустили к самостоятельному полету. В 1937 году он окончил аэроклуб и стал одним из всего лишь трех счастливчиков, которых выбрали для поступления в военную авиационную школу летчиков.
На этом театральная карьера Василия завершилась — отныне его жизнь принадлежала только небу. Через год свежеиспеченный младший лейтенант Павлов отправился к месту своей службы — в Забайкальский военный округ. Уже очень скоро ему довелось понюхать пороха… Знаменитые бои у Халхин-Гола.
Василий Павлов. 1940-е годы. Фотография из архива Геннадия Амирьянца.

Угроза ампутации мечты

В Великой Отечественной войне Павлов принял участие с первого ее дня.
22 июня 1941 года Василий Павлов сбил свой первый «Юнкерс».
После этого у него было еще много воздушных сражений. На счету Павлова — 9 сбитых самолетов противника. К 1942-му Василий Георгиевич дослужился до звания майора, был награжден двумя орденами Красного Знамени… Увы, его карьера летчика-истребителя внезапно оборвалась.

В 1942 году, во время одного из боев в небе над Донбассом, в кабину самолета Павлова угодил немецкий зенитный снаряд. Взрывом Василий Георгиевич был тяжело ранен в обе ноги, но все-таки сумел покинуть подбитую машину и приземлиться на парашюте. В госпитале его ожидал печальный вердикт врачей: левую ногу придется ампутировать. Летчик мысленно уже представил себя инвалидом на костылях. Однако нашлись хирурги, которые сделали, казалось бы, невозможное: в результате сложнейшей операции они смогли спасти раненому майору ногу, отняв лишь часть ступни.

Передвигаться на такой культе он смог, но как же с полетами? Вывод госпитальной медкомиссии был однозначен: к дальнейшей летной службе непригоден! Однако Василий решил попытаться обмануть закапризничавшую судьбу. Он вырвал лист с приговором медиков и отправился проходить комиссию в другое место — в один из учебных авиаполков. Там люди в белых халатах оказались более снисходительны к боевому офицеру. Василий Павлов вновь начал летать — на сей раз в качестве инструктора. Войну он закончил заместителем командира 26-го запасного авиационного полка.

Мирное время

С приходом мирного времени пришлось все чаще задумываться о демобилизации: «Потеря трех пальцев на левой стопе, сильная деформация стопы с отсутствием подошвенной ткани, множество осколков в правой ноге, видимо, отразились на общем моем состоянии…»

Полностью отказываться от полетов Василий Георгиевич не собирался. После демобилизации он устроился работать в Центральный аэроклуб в Тушине, возглавив там с 1946 года спортивный отряд. Вскоре Павлов ушел из аэроклуба и стал летчиком-испытателем».

Командир отряда Центрального аэроклуба В.Г.Павлов (в центре) с коллегой. Конец 1940-х годов. Фотография из архива Геннадия Амирьянца.

«Водитель» для «Кометы»

Благодаря новому крутому повороту судьбы Василий Павлов оказался связан с исследованиями, которые проводила одна из самых засекреченных научных организаций Советского Союза.

Вскоре после войны было создано Конструкторское бюро №1 (КБ-1). Там занимались созданием беспилотного самолета-снаряда, или, как его еще называют, противокорабельного крылатого снаряда КС (он был зашифрован под обозначением «Комета»), — поясняет Геннадий Амирьянц. — Проект, основанный на немецких трофейных материалах, положил начало созданию в СССР системы вооружений, главным звеном которой является беспилотный самолет-снаряд, запускаемый с самолета-носителя и наводимый на морскую цель по радиосигналу.
В испытаниях, связанных с созданием пробного образца — пилотируемого аналога «Кометы», самое активное участие принял Василий Георгиевич, который стал основным летчиком-испытателем КБ-1. Он потом рассказывал: «Чтобы научить такие снаряды летать и управляться, на первых порах создания этой техники нужно было присутствие живого человека — или на самом снаряде, или на самолете-имитаторе… Эта тяжелая, кропотливая творческая работа легла на плечи летчика…»

Подробнее об этой сложнейшей работе читайте в статье "Летчик с частично ампутированной ногой стал испытателем самолета-снаряда".
В общей сложности испытания самой «Кометы» и оборудования для нее длились около 4 лет. Участников секретного проекта наградили. Анохину, Бурцеву и Павлову присвоили тогда звание Героя Советского Союза, они стали лауреатами Сталинской премии. (А вот Амет-хану «звездочку» не дали: ведь она была бы у этого замечательного летчика уже третьей, в Кремле посчитали, что это «чересчур», и поощрили испытателя только орденом Ленина и Сталинской премией.)

Продолжая работать в КБ-1, В.Г. Павлов принял участие в летных испытаниях, направленных на создание зенитного ракетного комплекса С-25, ставшего предшественником знаменитых систем ПВО С-75, С-200, С-300… Он вспоминал, как на одном из этапов пришлось, например, заниматься исследованием работы радиовзрывателя комплекса С-200: «Построили 30-метровую вышку, поместили там аппаратуру, посадили туда оператора, и надо было на сверхзвуковом МиГ-19 сделать пролеты над этой вышкой. Сначала на высоте 30 метров, потом — ниже, ниже, ниже… Так определялась дистанция срабатывания радиовзрывателя. Было зафиксировано, что один из пролетов на огромной скорости был выполнен над вышкой на высоте 1,7 метра. Не каждый из операторов выдерживал…»

Почти четверть века летчик, которого врачебная комиссия когда-то хотела вовсе отлучить от полетов, продолжал участвовать в сложнейших испытаниях новой техники.
Павлов выполнял полеты, предназначенные для того, чтобы довести до ума аппаратуру авиационных, противокорабельных, зенитных баллистических ракет… В связи с этим он занимался также испытаниями, проводимыми Научно-исследовательским летно-испытательным центром радиопромышленности, созданным по инициативе знаменитой советской летчицы В.С.Гризодубовой. В работе были новейшие радиоэлектронные средства различного назначения: для навигации, разведки, связи, опознавания, управления вооружением…

Уйдя в запас в звании полковника, с 1972 по 1982 гг. Павлов работал ведущим инженером в ЦКБ «Алмаз» — преемнике КБ-1.
Статью подготовила Мосежная Алла по материалам публикации в газете "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ".

Подробнее читайте в статье:
Добровольский, А. Летчик с частично ампутированной ногой стал испытателем самолета-снаряда/ Александр Добровольский // МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ. – 2018. – 8 мая. – №27676
Еще советуем прочитать публикацию о В.Г.Павлове на сайте Герои страны
Поселение Новофедоровское
Made on
Tilda