Аллея Славы во Внукове. Фото 2024 г.
Открытие аэропорта Внуково 2 июля 1941 г. непосредственно связано с началом Великой Отечественной войны. С самых первых ее дней отсюда на боевые задания вылетали транспортные самолеты с грузом вооружения, медикаментов, провизии для бойцов на участках фронта с тяжелой оперативной обстановкой. Аэропорт Внуково стал местом дислокации Московской авиагруппы особого назначения(МАОН),созданной для выполнения специальных заданий Верховного командования Красной армии. В личный состав МАОН вошли самые опытные пилоты, штурманы, бортмеханики, бортрадисты и инженеры Гражданского воздушного флота (ГВФ) со всей страны. Авиагородок Внуково стал для них домом; сначала временным, а затем для большинства постоянным. Домом, который они прославили.
Пассажирские самолеты приземляются в Московском центральном аэропорту Внуково. 1946 г.
На начальном этапе Великой Отечественной войны, когда немецкие войска стремительно прорывались вглубь советских территорий, многие подразделения Красной армии оказались в окружении, отрезанные от сухопутных путей сообщения. Тогда летчикам МАОН было поручено наладить снабжение войск за линией фронта. Старший лейтенант Александр Иванович Груздин совершил более 200 боевых вылетов, 96 из которых ночные: выбрасывал десантников, доставлял боеприпасы и консервированную кровь на передовую, взрывчатку — партизанам, бензин — танковым частям, на обратном пути забирал раненых.Звания Героя Советского Союза Александр Иванович был удостоен одним из первых — 26 ноября 1941 г. «за образцовое выполнение боевых заданий». В тот же день высшая награда была присвоена Павлу Тарасовичу Кашубе— месяцем ранее он в сложных условиях вывез из окружения раненого командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта А.И. Еременко.
Герои Советского Союза, командир корабля Груздин Александр Иванович и командир корабля Кашуба Павел Тарасович. 1940-е гг.
Герои Советского Союза командир корабля Радугин Феофан Григорьевич и командир корабля Лахтин Борис Александрович. Вторая половина XXв.
Один из самых известных героев Внуково — Петр Федорович Еромасов — был удостоен звания Героя Советского Союза 20 января 1943 г. Такую характеристику летчика мы встречаем в фронтовой листовке 1944 г.: «Гвардии майор Еромасов— мастер инструментального ночного полета. Он действует смело, дерзко, решительно, всегда возвращается с победой. <…> Майор Еромасов 150 раз водил свой самолет в районы крупных промышленных центров Германии, Румынии, Финляндии, выполнил десятки ответственных боевых заданий».
Герой Советского Союза, командир корабля Еромасов Петр Федорович. 1950-е гг.
Петр Федорович разработал, испытал и внедрил ряд новых тактических приемов и методов, обеспечивавших безопасность полета и выхода из-под огня противника на транспортных воздушных кораблях. Множество раз он оказывался в сложнейших ситуациях на волоске от гибели. В июле 1942 г. из-за отказа двигателя самолет Еромасова ударился крылом о дерево, получив сильные повреждения, и только благодаря профессионализму пилота самолет удалось спасти. Свои лучшие качества Еромасов проявил и в октябре 1942 г., когда в пассажирской кабине, где находилась группа десантников, взорвалась граната, повредив осколками топливные баки. Машину удалось посадить, предотвратив неминуемую катастрофу.
В том же 1943 г. звание героя Советского Союза было присвоено Семену Алексеевичу Фроловскому. К тому моменту летчик совершил 500 боевых вылетов за линию фронта для доставки грузов партизанам и разведгруппам, перевез более 1000 разведчиков и десантников, эвакуировал более 300 раненых. Во время одного из вылетов самолет Фроловского был сбит, и раненый летчик несколько дней скрывался в брянских лесах от карательных отрядов нацистов. Герою помогла местная жительница, сотрудничавшая с партизанами. После выздоровления Семен Алексеевич продолжил летать по вражеским тылам в Венгрии, Польше, Германии. Довелось ему полетать и в союзной Англии: участвовал в приемке и передислокации бомбардировщиков типа «Албемарл».
Герой Советского Союза,командир корабля Фроловский Семен Алексеевич. 1940-е гг.
К середине октября 1943 г. Иван Николаевич Симаков совершил 178 боевых вылетов на бомбардировку, 21 — на выброску десанта и 100 — на доставку продовольствия и боеприпасов в блокадный Ленинград. Летчик в совершенстве управлял самолетом Ил-4. Звание Героя Советского Союза Ивану Николаевичу было присвоено 13 марта 1944 г.
В период коренного перелома 1943 года для Красной Армии стратегически важно было добиться господства в воздухе, чтобы, с одной стороны постоянно наращивать интенсивность бомбардировок вражеских танковых частей, готовящихся взять реванш за поражение под Сталинградом, с другой — обезопасить собственные предприятия, склады и расположения войск. Летчик-истребитель Дмитрий Борисович Глинка в это трудное время особенно прославился в небе над Кубанью и в Курской битве, получив звание Героя Советского Союза дважды (в апреле и в августе 1943 г.).
Вячеслав Филиппович Башкиров также летал на истребителе и лично сбил 8 самолетов противника к 1943 г. (всего за время войны 18). После войны с февраля 1947 г. по апрель 1954 г. он был начальником Московского Центрального аэропорта Внуково.
Начальник аэропорта Внуково Герой Советского Союза Вячеслав Филиппович Башкиров. 1940—1950-е гг.
1944 г. стал важнейшим этапом в истории МАОН. Немецкие войска продолжали отступать на всех театрах боевых действий; КраснаяАрмия стремительно изгоняла врага с родной земли, намереваясь продолжить освободительный поход за ее пределами. Советским летчикам в составе авиагруппы особого назначения (АГОН) была поставлена задача поддерживать Народно-освободительную армию Югославии (НОАЮ), которая после капитуляции Италии перешла к активным наступательным действиям. Необходимо было наладить поставки вооружения, боеприпасов и медикаментов. Для этого потребовалось приблизить аэродром базирования к районам боевых действий НОАЮ. 10 июля 1944 г. летчики отправились из Внуково в город Бари (Италия), откуда в дальнейшем совершали вылеты на территорию Югославии.
Фотография «На лётном поле у самолета».1940-е гг.
Из альбома «Авиагруппа особого назначения в Италии, г. Бари». 1944 г.
Однако еще раньше в Бари прибыл экипаж Александра Шорникова: второй пилот Борис Калинкин, штурман Павел Якимов, радист Николай Вердеревский, бортмеханик Иван Галактионов. Им предстояло первыми освоить то, что затем должны были регулярно выполнять летчики АГОН под руководством П.Ф. Еромасова. Сложнейшей задачей стала необходимость научиться сажать самолеты на высокогорные площадки, ведь помимо сброса грузов требовалось эвакуировать раненых. Английские авиационные специалисты и пилоты утверждали, что посадить в таких условиях тяжелый самолет с грузом невозможно. Экипаж Александра Шорникова опроверг это утверждение, осуществив впервые за все время национально-освободительной борьбы посадку на высокогорной площадке. А.С. Шорников привез в Бари наполненные снегом корзины в качестве доказательства выполнения столь сложного задания.
Звания Героев Советского Союза А.С. Шорников, Б.Т. Калинкин и П.Н. Якимов получилиза выполнение более сложной задачи. 25 мая 1944 г. гитлеровцы начали операцию по ликвидации командования Народно-освободительной армии Югославии под кодовым названием «Ход конем». Парашютный десант перерезал все дороги, ведущие из города Дрвар, где находился штаб движения, однако партизанам удалось уйти в горы. Началось преследование и неравные бои. Для спасения главы армии маршала Иосипа Тито было решено провести эвакуацию силами АГОН. В ночь на 4 июня экипаж А.С. Шорникова отправился из Бари в район Купрешко Поле. Несмотря на ненастную погоду самолет удалось посадить в условленном месте без происшествий. На борт взяли 20 человек, в том числе Иосипа Броз Тито и начальника советской военной миссии генерал-лейтенанта Н.В. Корнеева. Когда штаб НОАЮ переместился в безопасное место на остров Вис, членам экипажа А.С. Шорникована личной встрече с маршалом Тито присвоили звания Народных Героев Югославии.
Экипаж командира корабля А.С. Шорникова на награждении в Кремле
Слева направо: Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, штурман Якимов П.Н.; Народный герой Югославии радист Вердеревский Н.С.; Народный герой Югославии бортмеханик Галактионов И.Г.; председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Шверник Н.М.; Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, второй пилот Калинкин Б.Т.; Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, командир корабля Шорников А.С.
В небе над Югославией себя прославил Дмитрий Сергеевич Езерский. С 10 июля 1944 г. в составе Авиагруппы особого назначения он совершил 66 боевых вылетов в глубокий тыл противника,из них 47 — с посадками в расположении партизан и частей Народно-освободительной армии Югославии. Во время одного из таких вылетов экипаж Дмитрия Сергеевича вывез в тыл множество югославских детей — больных, напуганных, лишенных родителей. Высшей награды он был удостоен 29 июня 1945 г.
Герои Советского Союза, командир корабля Езерский Дмитрий Сергеевич и командир корабля Павлов Владимир Федорович. Вторая половина XX в.
В то время как часть летчиков МАОН в 1944 г. выполняла задачи над территорией Югославии, остальные активно участвовали в освобождении советской земли от врага. Григорий Алексеевич Таран начал свой боевой путь в составе МАОН еще в 1941 г., совершив к 1944 г. 660 боевых вылетов в тыл противника. Григорий Алексеевич не раз проявлял смекалку и талант при разработке методов уклонения от огня противника и способов обхода районов ПВО. В июне 1944 г. 3-й транспортный авиационный полк ГВФ под его командованием был задействован при наступлении на Минско-Виленском направлении. Командование дало приказ найти прорвавшийся в германский тыл 3-й гвардейский механизированный корпус и организовать доставку топлива остановившимся танкам. Решение этой задачи практически решало судьбу операции. Топливо и боеприпасы были своевременно доставлены, и танки устремились вперед. Темпы наступления нарастали, каждому экипажу приходилось ежедневно находиться в воздухе до двенадцати и более часов. В ходе боев на подступах к Вильнюсу летчики полка сумели за один день перевезти на фронтовые площадки 216 тонн боевых грузов. Звания Героя Советского Союза Григорий Алексеевич Таран был удостоен 5 ноября 1944 г.
Герой Советского Союза, командир корабля Таран Григорий Алексеевич. 1940-е гг.
Пока транспортные самолеты МАОН доставляли нашим войскам топливо, боеприпасы, снаряжение, штурмовая и бомбардировочная авиация огнем пушек и бомбами поддерживала широкомасштабное наступление Красной армии. Николай Никифорович Кочмарев к 1944 г. совершил 111 боевых вылетов на штурмовку оборонительных укреплений и скоплений войск противника. Звание Героя Советского Союза гвардии капитану Н.Н. Кочмареву было присвоено 2 августа 1944 г.
На счету летчика-штурмовика Черкашина Григория Григорьевича— 240 боевых вылетов на самолете Ил-2 и 18 воздушных боёв.Звание Героя Советского Союза лейтенанту Г.Г. Черкашину было присвоено 29 июня 1945 г.
Герои Советского Союза пилот Кочмарёв Николай Никифорович
и командир корабля Черкашин Григорий Григорьевич. 1970-е гг.
Отдельно отличились летчики-герои морской бомбардировочной авиации: Николай Васильевич Пысин и Родион Михайлович Суворов. Николай Васильевич в сложных метеорологических и боевых условиях торпедировал и потопил 25 фашистских кораблей и сбил три самолёта. Родион Михайлович совершил 264 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в живой силе и боевой технике. Звания Героев Советского Союза летчики были удостоены в 1944 г.
Герой Советского Союза, пилот Пысин Николай Васильевич. Вторая половина XX в.
Важную задачу выполняли летчики-истребители, прикрывая находящиеся в небе транспортные самолеты и бомбардировщики. Алексей Степанович Амелин к 1944 г. в воздушных боях сбил 15 самолетов противника, совершил 216 боевых вылетов, за что в октябре того же года был удостоен звания Героя Советского Союза. Майор Константин Федорович Соболев к апрелю 1945 г. командовал эскадрильей 171-го истребительного авиаполка. К тому времени он совершил 168 боевых вылетов, принял участие в 93 воздушных боях, лично сбив 16 вражеских самолётов и ещетри самолета противника в составе группы.
У самолета Ил-14 Герой Советского Союза, командир корабля К. Ф. Соболев (справа). 1949 г.
За освобождением родной земли последовал поход Красной армии в Польшу, Югославию, Чехословакию, Германию. Василий Алексеевич Шипилов за период с 10 июля 1944 г. по 14 марта 1945 г. совершил 138 боевых вылетов, из них 83 — ночью, в том числе 43 — с ночными посадками на ограниченных горных площадках. Был удостоен звания Героя Советского Союза 24 июня 1945 г. Павел Михайлович Михайлов в 1944—1945 гг. также летал 130 раз в Югославию с ночными посадками на малоразмерных аэродромах в тылу противника. Рышков Иван Иванович в 1944 году выполнил важное правительственное задание. В глубокий тыл врага в Чехословакию он доставил руководителей Словацкого Народного восстания во главе с Густавом Гусаком, впоследствии ставшим руководителем Чехословакии.
Экипаж Ивана Ивановича Рышкова на аэродроме в Афинах возле самолета. 1940-е гг.
Огневую поддержку наступающим частям Красной армии оказывал капитан Леонид Михайлович Святошенко. К маю 1945 г. он на штурмовике Ил-2 совершил 120 вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника, из них 87 вылетов — ведущим группы. Под его командованием было сбито 14 самолетов противника.
Экипаж Л.С.Святошенко. Разбор полета. 1942—1943 гг.
Летчики Московской авиагруппы, которая на тот момент была переименована в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию, продолжали пополнять ряды Героев страны до самой победы в Великой Отечественной войне. Впрочем, некоторых из них награда искала очень долго.
Герой России, командир корабля Семенков Алексей Иванович. 1940-е гг.
Алексей Иванович Семенков сражался с врагом с самых первых дней войны. Водил группы транспортных самолетов в Ленинград, летал на лесные партизанские аэродромы Белоруссии, участвовал в освобождении Крыма. Именно он 9 мая 1945 г. доставил в Москву акт о безоговорочной капитуляции Германии, став настоящим вестником Великой Победы. Летчик был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и др.,однако так и не стал Героем Советского Союза. Уже после войны он, как и многие сослуживцы, работал в гражданской авиации, управлял самолетом Ту-104. В 1998 г. Алексей Иванович был удостоен звания Героя Российской Федерации, став последним Героем Московской авиагруппы особого назначения.