Отрывок из очерка С.С.Санкова "Русь ушедшая и настоящая. Прощание Словущего"
В древности Клоково было монастырским селом, принадлежало Ростовской епархии, и до конца XVII века находилось в юрисдикции Ростовских митрополитов. Сельский приход состоял из трёх деревень общей численностью до трёхсот человек мужского населения. В писцовых книгах за 1627–1628 год сказано: «за Ростовским митрополитом Варлаамом вотчина село Клоково на речке Малой Пахре (в другом месте на речке Десне, Малая Пехорка тож), в сельце церковь Живоначальныя Троицы деревянна клецки*, в церкви образы, свечи и книги, на колокольнице колокола и всякое церковное строение». Однако в переписных книгах за 1646 год отмечено, что «в селе Клокове церковь Обновления храма Воскресения Господа нашего Иисуса Христа», построенная предположительно вместо старой СвятоТроицкой церкви, поскольку последняя с тех пор нигде не упоминается.
Вообще в истории Церкви первый храм Воскресения Христова был построен матерью византийского императора Константина Великого Еленой. После подписания Миланского эдикта о веротерпимости императрица Елена захотела восстановить христианские святыни и для этого прибыла в Иерусалим. Там на Голгофе она решила построить большой храм Воскресения Христова. Храм строился 10 лет, святая благодетельница не дожила до его завершения. Окончание сооружения храма совпало с прохождением Тирского Собора и 30-летием царствования императора Константина, поэтому освящение храма Воскресения 13 сентября 335 года было особенно торжественным. В освящении принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран. Этот праздник называется в народе Воскресением словущим, что означает, что он слывёт Воскресением, в отличие от праздника Светлого Христова Воскресения, и относится именно к храму в честь Воскресения Христова. Престольный праздник 13(26) сентября.
Как уже упоминалось, до 1676 года Воскресенская церковь в Клокове числилась за Ростовской епархией и находилась в ведении Ростовского митрополита, а затем её перевели в патриаршую область, но оставили за митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой (Сысоевичем). В книгах Патриаршего приказа была сделана соответствующая запись: «В 1676 году по указу патриарха Иоакима и по соборному деянию и по расписке из Патриарша Разряду, – прибыла вновь из Ростовской епархии в патриаршую область церковь в вотчине преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в селе Клокове».
Священник Воскресенской церкви Кирилл в 1680 году докладывал в Патриарший приказ, что в селе Клокове не более 11-20 дворов, а церковный притч своей земли не имеет, пользуется митрополичьей, при этом с церкви взимается дань в патриаршую казну. В то время многие храмы не имели своего земельного надела и содержались за счёт богатых землевладельцев (бояр) либо архиереев, которым произвольно приписывали церковные строения, находящиеся в отдалённых местах. Патриарх Иоаким ходатайствовал перед царём Фёдором Алексеевичем, после чего в 1681 году храмам были отмерены участки из помещичьих и вотчинных земель.
В 1704 году о Воскресенской церкви села Клокова говорится лишь то, что она деревянная. Спустя 80 лет от удара молнии церковь сгорела – пожаром были уничтожены все книги, которые могли содержать сведения о приходской жизни села за этот период.
10 апреля 1787 года архиепископ московский Платон (Левшин; с 29 июня 1787 года – митрополит) выдал храмозданную грамоту: «Божиею милостию (собственноручная подпись) смиренный Платон, архиепископ московский.
< >
Храмозданная грамота была испрошена и получена ещё до пожара. На сохранившемся от огня «Толковом Евангелии» священником Даниилом Адриановым была сделана надпись: «1788 года июля 8 дня в ночи к 9 числу в селе Клокове старая церковь волею Божиею сгорела от молнии». Из надписи на той же книге следует, что «1789 года сентября 6 дня заложена и начата рубить деревянным зданием церковь при священнике Иване Тимофееве, которым храмоздательная грамата выхожена – 1789 года октября».
В 1790 году на старом каменном фундаменте была построена и 21 июля освящена новая, обитая тёсом церковь. К 1866 году она обветшала и была разобрана, а на том же фундаменте построили часовню, в которой хранились остатки утвари из прежней церкви – царские врата и иконы, по преданию сохранившиеся ещё от старинного (до 1704 года) храма. Вокруг часовни располагалось окопанное рвом старое кладбище, а на месте престола бывшего алтаря отдельно от часовни установили каменный столб.
Вообще в истории Церкви первый храм Воскресения Христова был построен матерью византийского императора Константина Великого Еленой. После подписания Миланского эдикта о веротерпимости императрица Елена захотела восстановить христианские святыни и для этого прибыла в Иерусалим. Там на Голгофе она решила построить большой храм Воскресения Христова. Храм строился 10 лет, святая благодетельница не дожила до его завершения. Окончание сооружения храма совпало с прохождением Тирского Собора и 30-летием царствования императора Константина, поэтому освящение храма Воскресения 13 сентября 335 года было особенно торжественным. В освящении принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран. Этот праздник называется в народе Воскресением словущим, что означает, что он слывёт Воскресением, в отличие от праздника Светлого Христова Воскресения, и относится именно к храму в честь Воскресения Христова. Престольный праздник 13(26) сентября.
Как уже упоминалось, до 1676 года Воскресенская церковь в Клокове числилась за Ростовской епархией и находилась в ведении Ростовского митрополита, а затем её перевели в патриаршую область, но оставили за митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой (Сысоевичем). В книгах Патриаршего приказа была сделана соответствующая запись: «В 1676 году по указу патриарха Иоакима и по соборному деянию и по расписке из Патриарша Разряду, – прибыла вновь из Ростовской епархии в патриаршую область церковь в вотчине преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, в селе Клокове».
Священник Воскресенской церкви Кирилл в 1680 году докладывал в Патриарший приказ, что в селе Клокове не более 11-20 дворов, а церковный притч своей земли не имеет, пользуется митрополичьей, при этом с церкви взимается дань в патриаршую казну. В то время многие храмы не имели своего земельного надела и содержались за счёт богатых землевладельцев (бояр) либо архиереев, которым произвольно приписывали церковные строения, находящиеся в отдалённых местах. Патриарх Иоаким ходатайствовал перед царём Фёдором Алексеевичем, после чего в 1681 году храмам были отмерены участки из помещичьих и вотчинных земель.
В 1704 году о Воскресенской церкви села Клокова говорится лишь то, что она деревянная. Спустя 80 лет от удара молнии церковь сгорела – пожаром были уничтожены все книги, которые могли содержать сведения о приходской жизни села за этот период.
10 апреля 1787 года архиепископ московский Платон (Левшин; с 29 июня 1787 года – митрополит) выдал храмозданную грамоту: «Божиею милостию (собственноручная подпись) смиренный Платон, архиепископ московский.
< >
Храмозданная грамота была испрошена и получена ещё до пожара. На сохранившемся от огня «Толковом Евангелии» священником Даниилом Адриановым была сделана надпись: «1788 года июля 8 дня в ночи к 9 числу в селе Клокове старая церковь волею Божиею сгорела от молнии». Из надписи на той же книге следует, что «1789 года сентября 6 дня заложена и начата рубить деревянным зданием церковь при священнике Иване Тимофееве, которым храмоздательная грамата выхожена – 1789 года октября».
В 1790 году на старом каменном фундаменте была построена и 21 июля освящена новая, обитая тёсом церковь. К 1866 году она обветшала и была разобрана, а на том же фундаменте построили часовню, в которой хранились остатки утвари из прежней церкви – царские врата и иконы, по преданию сохранившиеся ещё от старинного (до 1704 года) храма. Вокруг часовни располагалось окопанное рвом старое кладбище, а на месте престола бывшего алтаря отдельно от часовни установили каменный столб.
Новая великолепная каменная церковь в честь Обновления храма Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, с правым приделом во имя Живоначальной Троицы и левым – в честь Святителя Николая Чудотворца была построена на средства крестьянина села Клокова Андрея Егоровича Палютина по проекту архитектора, статского советника Павла Прокофьевича Петрова. При рассмотрении в строительном отделении 14 мая 1873 года проект храма был признан «в техническом отношении составленным правильно и цели своей соответствующим». С этой резолюцией А.Е. Палютин обратился к московскому митрополиту Иннокентию за благословением «на начатие святого дела». Владыка выразил сомнение в возможности осуществить такой широко задуманный план, но Андрей Егорович заверил, что «по благословению владыки и Бог благословит».
К сентябрю 1876 года была построена и ко дню храмового праздника освящена холодная церковь с главным престолом Воскресения Словущего. Освящение совершал местный благочинный отец Сергий Зерченинов, священник села Переделец, в сослужении духовника из села Летова отца Георгия Левитского и приходского клоковского священника отца Иоанна Розанова. В октябре 1879 года был освящён правый Свято-Троицкий придел, а 20 июля 1881 года освятили и левый Никольский. Ещё в 1867 году на колокольне появился новый колокол весом 144 пуда 6 фунтов (ок. 2 т 360 кг) с изображением освящения Обновлённого храма Воскресения Христова в Иерусалиме и надписью: «лит сей колокол на заводе почётного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина, пожертвованием А.Е. Палютина и прихожан, при благочинном свящ. с. Станиславля Романе Семёновиче Покровском».
Другой большой колокол весом 292 пуда 5 фунтов (ок. 5 т) также имел надпись: «лит на том же заводе А.Д. Самгина 1885 года 15 июля пожертвованием А.Е. Палютина и доброхотных дателей при священнике Адриане Иаковлевиче Ключареве». Кресты на церкви и колокольне были установлены в августе 1884 года.
Клоковский храм находился на возвышенном месте и был виден на большом расстоянии. Его длина составляла 18 сажень (40 м), а ширина 7 саженей (15 м) – холодная церковь, и 9 саженей (20 м) – тёплая. Кирпичные стены были окрашены несколькими слоями масляной краской, полы настелены на специальные перекрытия (шанцы), а под ними были устроены сквозные оконца для вентиляции из-за появившейся сырости. Территорию вокруг храма обнесли прочной кирпичной оградой с тремя железными воротами. Толщина ограды составляла три кирпича у основания и полтора кирпича в сквозных оконцах. Для предохранения от снега и дождя вся кладка имела железную кровлю. В 1895 году Палютин оборудовал три входных двери в храм массивными железными, на чугунных столбах, навесами.
Прихожане бережно хранили древние иконы, доставшиеся им от дедов и прадедов. Большим почитанием пользовалась икона святого митрополита Леонтия, Ростовского чудотворца. В новом храме её поместили в Никольском приделе за левым клиросом. Считалось, что в бытность Леонтия настоятелем монастыря их (прихожан) предки были его приходскими монастырскими людьми.
Следует пояснить, что в Соборе Ростовских святых действительно есть святитель Леонтий-чудотворец – современник преподобных Антония и Феодосия Печерских. Он мученически погиб предположительно в 1073 году. Мощи Леонтия были обнаружены в Ростове 23 мая 1164 года, и с тех пор в этот день отмечается его память.
<>
Храмовая икона Николая Чудотворца в приделе его имени притягивала взоры молящихся размерами и старорусским благолепием. Даже старожилы ничего не знали о времени её происхождения. В правом Свято-Троицком приделе находился древний образ Шуйской иконы Божией Матери, украшенный драгоценными камнями – Богородица с Предвечным Младенцем покоится на руках у святого Андрея, Христа ради юродивого. Эта икона долгое время была у одной благочестивой вдовы, которая отдала её в дар новопостроенной церкви в селе Клокове. На почерневшей доске почти ничего невозможно было разглядеть: ни лика Богоматери, ни драгоценных украшений на ризе. Икону тщательно промыли и вычистили, и тогда стал виден лик Божией Матери и драгоценные камни, украшающие ризу.
В холодной церкви слева от царских врат помещалась местночтимая Смоленская икона Божией Матери в серебряной позолоченной ризе весом 19 фунтов (около 10 кг), а справа находилась икона Воскресения Словущего со святым крестом. В этом кресте были частички святынь: часть древа от гроба преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и часть ризы преподобного Пафнутия Боровского. Икону украшала серебряная с позолотой риза весом 13 фунтов (около 6 кг). Здесь же находилась копия со Смоленской иконы Божией Матери, которую носили крестным ходом, а также икона Богородицы, именуемая Плакущей, с изображением плача Пресвятой Богородицы при снятии тела Господа с креста.
<>
Добрые люди сохранили небольшую брошюру, составленную и изданную священником А. Ключарёвым в 1899 году «Воскресенская села Клокова церковь. Описание по историческим источникам». Изложенное в ней и помогло восполнить значительный пробел в познании здешних окрестностей.
XX век оставил голую поляну вместо процветавшего Воскресенского храма.
После революции церковное имущество разграбили, потом «именем советской власти» изъяли остатки, под катком репрессий стали пропадать священники и, наконец, в 30-х церковь закрыли. Она простояла заброшенной вплоть до хрущёвских гонений, постепенно подвергаясь разрушению от местных обитателей, которым требовался кирпич на гаражи, сараи и всевозможные хозяйственные пристройки, и как-то незаметно исчезла совсем. Здание школы одно время использовалось по назначению, а после войны здесь был клуб с танцами по выходным, с кинопередвижкой и комсомольскими свадьбами, но со временем и это сошло на нет.
<>
Теперь уже никто не вспомнит когда именно, но однажды, когда, говорят, богоборческие страсти поутихли, чудесным образом из земли на склоне холма между кладбищем и берёзой прощальной слезой пробился этот самый источник, ненавязчиво заставляя всех приходящих к нему за водой низко кланяться осиротевшему ангелу давно не существующей церкви Воскресения Словущего.
К сентябрю 1876 года была построена и ко дню храмового праздника освящена холодная церковь с главным престолом Воскресения Словущего. Освящение совершал местный благочинный отец Сергий Зерченинов, священник села Переделец, в сослужении духовника из села Летова отца Георгия Левитского и приходского клоковского священника отца Иоанна Розанова. В октябре 1879 года был освящён правый Свято-Троицкий придел, а 20 июля 1881 года освятили и левый Никольский. Ещё в 1867 году на колокольне появился новый колокол весом 144 пуда 6 фунтов (ок. 2 т 360 кг) с изображением освящения Обновлённого храма Воскресения Христова в Иерусалиме и надписью: «лит сей колокол на заводе почётного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина, пожертвованием А.Е. Палютина и прихожан, при благочинном свящ. с. Станиславля Романе Семёновиче Покровском».
Другой большой колокол весом 292 пуда 5 фунтов (ок. 5 т) также имел надпись: «лит на том же заводе А.Д. Самгина 1885 года 15 июля пожертвованием А.Е. Палютина и доброхотных дателей при священнике Адриане Иаковлевиче Ключареве». Кресты на церкви и колокольне были установлены в августе 1884 года.
Клоковский храм находился на возвышенном месте и был виден на большом расстоянии. Его длина составляла 18 сажень (40 м), а ширина 7 саженей (15 м) – холодная церковь, и 9 саженей (20 м) – тёплая. Кирпичные стены были окрашены несколькими слоями масляной краской, полы настелены на специальные перекрытия (шанцы), а под ними были устроены сквозные оконца для вентиляции из-за появившейся сырости. Территорию вокруг храма обнесли прочной кирпичной оградой с тремя железными воротами. Толщина ограды составляла три кирпича у основания и полтора кирпича в сквозных оконцах. Для предохранения от снега и дождя вся кладка имела железную кровлю. В 1895 году Палютин оборудовал три входных двери в храм массивными железными, на чугунных столбах, навесами.
Прихожане бережно хранили древние иконы, доставшиеся им от дедов и прадедов. Большим почитанием пользовалась икона святого митрополита Леонтия, Ростовского чудотворца. В новом храме её поместили в Никольском приделе за левым клиросом. Считалось, что в бытность Леонтия настоятелем монастыря их (прихожан) предки были его приходскими монастырскими людьми.
Следует пояснить, что в Соборе Ростовских святых действительно есть святитель Леонтий-чудотворец – современник преподобных Антония и Феодосия Печерских. Он мученически погиб предположительно в 1073 году. Мощи Леонтия были обнаружены в Ростове 23 мая 1164 года, и с тех пор в этот день отмечается его память.
<>
Храмовая икона Николая Чудотворца в приделе его имени притягивала взоры молящихся размерами и старорусским благолепием. Даже старожилы ничего не знали о времени её происхождения. В правом Свято-Троицком приделе находился древний образ Шуйской иконы Божией Матери, украшенный драгоценными камнями – Богородица с Предвечным Младенцем покоится на руках у святого Андрея, Христа ради юродивого. Эта икона долгое время была у одной благочестивой вдовы, которая отдала её в дар новопостроенной церкви в селе Клокове. На почерневшей доске почти ничего невозможно было разглядеть: ни лика Богоматери, ни драгоценных украшений на ризе. Икону тщательно промыли и вычистили, и тогда стал виден лик Божией Матери и драгоценные камни, украшающие ризу.
В холодной церкви слева от царских врат помещалась местночтимая Смоленская икона Божией Матери в серебряной позолоченной ризе весом 19 фунтов (около 10 кг), а справа находилась икона Воскресения Словущего со святым крестом. В этом кресте были частички святынь: часть древа от гроба преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и часть ризы преподобного Пафнутия Боровского. Икону украшала серебряная с позолотой риза весом 13 фунтов (около 6 кг). Здесь же находилась копия со Смоленской иконы Божией Матери, которую носили крестным ходом, а также икона Богородицы, именуемая Плакущей, с изображением плача Пресвятой Богородицы при снятии тела Господа с креста.
<>
Добрые люди сохранили небольшую брошюру, составленную и изданную священником А. Ключарёвым в 1899 году «Воскресенская села Клокова церковь. Описание по историческим источникам». Изложенное в ней и помогло восполнить значительный пробел в познании здешних окрестностей.
XX век оставил голую поляну вместо процветавшего Воскресенского храма.
После революции церковное имущество разграбили, потом «именем советской власти» изъяли остатки, под катком репрессий стали пропадать священники и, наконец, в 30-х церковь закрыли. Она простояла заброшенной вплоть до хрущёвских гонений, постепенно подвергаясь разрушению от местных обитателей, которым требовался кирпич на гаражи, сараи и всевозможные хозяйственные пристройки, и как-то незаметно исчезла совсем. Здание школы одно время использовалось по назначению, а после войны здесь был клуб с танцами по выходным, с кинопередвижкой и комсомольскими свадьбами, но со временем и это сошло на нет.
<>
Теперь уже никто не вспомнит когда именно, но однажды, когда, говорят, богоборческие страсти поутихли, чудесным образом из земли на склоне холма между кладбищем и берёзой прощальной слезой пробился этот самый источник, ненавязчиво заставляя всех приходящих к нему за водой низко кланяться осиротевшему ангелу давно не существующей церкви Воскресения Словущего.
Полную историю Храма в честь Воскресения Словущего в Клоково Вы можете прочитать во втором выпуске Историко-краеведческого и;литературного альманаха «Троицкий летослов».