Николай Карлович фон Мекк, последний владелец усадьбы Воскресенское, главной достопримечательности одноименного поселения в Новой Москве, был фигурой легендарной: это был «железнодорожный король», покровитель искусств, организатор первых в России автопробегов, человек, стоящий у истоков проектировки и строительства московского метрополитена.
Портрет Н.К. фон Мекка. Художник Б. М. Кустодиев
Начало XX века дало России множество выдающихся предпринимателей, промышленников и меценатов, и даже среди них особенным образом выделялась династия фон Мекков.
Отец Николая – Карл Федорович фон Мекк – один из основоположников российского железнодорожного транспорта. Талантливый инженер путей сообщения смог «оседлать волну» железнодорожного строительства, начавшегося после Крымской войны, когда недостаток железных дорог стал очевиден, и строить было необходимо много и быстро, и сколотил приличное состояние на создании железной дороги между Москвой и Саратовом, а затем на строительстве железнодорожных путей от Коломны до Рязани, а позднее – от Рязани до Козлова. Мать Николая Карловича, Надежда Филаретовна фон Мекк, была известной благотворительницей.
После смерти Карла Федоровича фон Мекка его дело переходит к сыновьям Владимиру, Николаю и Александру, каждый из которых внес значительную лепту в главное дело «железнодорожной династии». Но наибольший вклад в развитие отечественного транспорта, даже превосходящий заслуги отца, без сомнения принадлежит Николаю.
Отец Николая – Карл Федорович фон Мекк – один из основоположников российского железнодорожного транспорта. Талантливый инженер путей сообщения смог «оседлать волну» железнодорожного строительства, начавшегося после Крымской войны, когда недостаток железных дорог стал очевиден, и строить было необходимо много и быстро, и сколотил приличное состояние на создании железной дороги между Москвой и Саратовом, а затем на строительстве железнодорожных путей от Коломны до Рязани, а позднее – от Рязани до Козлова. Мать Николая Карловича, Надежда Филаретовна фон Мекк, была известной благотворительницей.
После смерти Карла Федоровича фон Мекка его дело переходит к сыновьям Владимиру, Николаю и Александру, каждый из которых внес значительную лепту в главное дело «железнодорожной династии». Но наибольший вклад в развитие отечественного транспорта, даже превосходящий заслуги отца, без сомнения принадлежит Николаю.
Николай Карлович фон Мекк в молодости
С детства железная дорога увлекала его. Несмотря на высокий доход и положение семьи, Николай по собственному желанию попробовал себя в профессиях кочегара, машиниста, смотрителя.
Николай Карлович фон Мекк 1883 год
Не только железная дорога – любой транспорт был его страстью. В начале XX века в этом не было ничего необычного: за паровозами появились машины, люди увидели в небе первые самолеты.
Объявление об автогонках. Газета Голос Москвы от 28 октября 1909 года.
Николай Карлович фон Мекк организовал первый в Москве и в Российской империи автопробег, а также первый авиаперелет по маршруту Санкт-Петербург – Москва.
Участники пробега в автомобиле. За рулем Николай Карлович фон Мекк
В 1892 году Николай Карлович фон Мекк получил пост председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги. Примечательно, что на тот момент юному потомку династии «железнодорожных королей» было всего 29 лет. Московская Казанская железная дорога тут же кардинально меняется: полностью обновляется транспортный парк, появляются новые локомотивы и подвижной состав. В это же время у нас появляется Казанский вокзал, ставший настоящим произведением искусства. Именно фон Мекк приглашает в созданию и росписи вокзала известнейших архитекторов и художников: Щусева, Лансере, Кустодиева, Билибина, Рериха. Наверное, именно с Казанского вокзала и пошла русская традиция превращать место ожидания транспорта в выставочный зал с произведениями искусства на стенах. Эта традиция особо заметна в Московском метро, первые проекты которого тоже создавались под руководством Николая Карловича фон Мекка.
Еще одним направлением работы фон Мекка была сеть технических училищ, которые готовили профессиональных железнодорожных рабочих, машинистов, инженеров.
Революция 1917 года не изменила отношения фон Мекка ни к стране, ни к собственной миссии. Он считал, что мировой прогресс неотвратим и видел за революцией будущее. Он добровольно отдал государству свою недвижимость, включая усадьбу Воскресенское, и продолжил свою работу на железной дороге уже в качестве консультанта Народного комиссариата путей сообщения.
В 20-е годы XX он опубликовал серию статей и несколько книг, посвященные проблемам и перспективам развития железных дорог. Он же разрабатывает первые проекты будущего метрополитена.
Еще одним направлением работы фон Мекка была сеть технических училищ, которые готовили профессиональных железнодорожных рабочих, машинистов, инженеров.
Революция 1917 года не изменила отношения фон Мекка ни к стране, ни к собственной миссии. Он считал, что мировой прогресс неотвратим и видел за революцией будущее. Он добровольно отдал государству свою недвижимость, включая усадьбу Воскресенское, и продолжил свою работу на железной дороге уже в качестве консультанта Народного комиссариата путей сообщения.
В 20-е годы XX он опубликовал серию статей и несколько книг, посвященные проблемам и перспективам развития железных дорог. Он же разрабатывает первые проекты будущего метрополитена.
Портрет Н. К. фон Мекк. Художник Б.М. Кустодиев
Однако в 1929 году Николай Карлович фон Мекк был обвинен во «вредительстве на транспорте» и расстрелян. По мнению его наследников, метро оказалось слишком перспективным проектом, и лавры за его строительства, вероятно, желали получить слишком многие, и точно не собирались отдавать их «буржуазному элементу старого режима».
Примечательно, что по приговору суда вина фон Мекка заключалась «во вредительском умысле, выражавшемся в чрезмерном завышении веса составов в целях повышенного износа магистральных путей и стрелочных переводов». А когда именно эту стратегию реализовал спустя 6 лет в 1935 году машинист-ударник Петр Кривонос, он стал одним из легендарных героев стахановского движения.
И все же сейчас имя Николая Карловича фон Мекка не забыто. В 2023 году к 160-летию со дня его рождения были выпущены книги, организованы различные просветительские мероприятия. Усадьба Воскресенское тоже всегда напоминает об этой удивительной личности, сумевшей несмотря ни на какие исторические перипетии дать России то, что ей всегда было жизненно необходимо – железные дороги.
Примечательно, что по приговору суда вина фон Мекка заключалась «во вредительском умысле, выражавшемся в чрезмерном завышении веса составов в целях повышенного износа магистральных путей и стрелочных переводов». А когда именно эту стратегию реализовал спустя 6 лет в 1935 году машинист-ударник Петр Кривонос, он стал одним из легендарных героев стахановского движения.
И все же сейчас имя Николая Карловича фон Мекка не забыто. В 2023 году к 160-летию со дня его рождения были выпущены книги, организованы различные просветительские мероприятия. Усадьба Воскресенское тоже всегда напоминает об этой удивительной личности, сумевшей несмотря ни на какие исторические перипетии дать России то, что ей всегда было жизненно необходимо – железные дороги.