Деревня Белоусово расположена по берегам реки Сохны, протянувшись на полкилометра. Имеет давнюю историю. В XVI в.село Белоусово входило в Шахов стан Московского уезда, а владел им князь Григорий Петрович Бельский-Морткин, бывший опричником царя Ивана Грозного. Можно думать, что в это время в селе уже существовала церковь, вероятно деревянная.
В следующем XVII столетии Белоусово продолжало оставаться во владении князей Бельских. В 1658 году здесь был погребен князь Радион Самойлович Бельский, (сын Самойлы (Самуила) Васильевича Бельского), на его надгробной плите из белого камня, найденной с северной стороны от храма, имеется надпись «Лета 7163 октября 28 преставися раб божий князь Радион Самоилов Бельской». В 1660 г. Белоусово – «старинная вотчина» князей Никиты и Федора Самойловичей Бельских с отдельным погостом. В сельце «два двора, вотчинников и двор людской». Храм погоста деревянный, во имя Иоанна Богослова. С 1670 г. погост во владении князей Ф.С.Бельского (в 1638 г. – воевода одного из участков засечной черты, в 1678 г. — воевода в Перми) и Г.Н.Бельского. Сельцо превращается в село.
Затем селом владел племянник Родиона Бельского, князь Федор Федорович Бельский, который в 1678-1680 гг. построил на свои средства каменный храм Архангела Михаила.
В следующем XVII столетии Белоусово продолжало оставаться во владении князей Бельских. В 1658 году здесь был погребен князь Радион Самойлович Бельский, (сын Самойлы (Самуила) Васильевича Бельского), на его надгробной плите из белого камня, найденной с северной стороны от храма, имеется надпись «Лета 7163 октября 28 преставися раб божий князь Радион Самоилов Бельской». В 1660 г. Белоусово – «старинная вотчина» князей Никиты и Федора Самойловичей Бельских с отдельным погостом. В сельце «два двора, вотчинников и двор людской». Храм погоста деревянный, во имя Иоанна Богослова. С 1670 г. погост во владении князей Ф.С.Бельского (в 1638 г. – воевода одного из участков засечной черты, в 1678 г. — воевода в Перми) и Г.Н.Бельского. Сельцо превращается в село.
Затем селом владел племянник Родиона Бельского, князь Федор Федорович Бельский, который в 1678-1680 гг. построил на свои средства каменный храм Архангела Михаила.
Следующие по времени известия о селе и Архангельской церкви мы имеем только через сто лет, когда Белоусово входило в Хатунскую десятину Верейской округи. По переписи 1780 года в нем было 110 дворов, в которых проживало 468 душ мужского пола и 419 женского. В храме Михаила Архангела служил священник Алексей Яковлев и дьячок Семен Яковлев, вероятно его сын.
Исстари, при впадении в реку Сохну речки Блиневки существовал «погоcт приходной» с деревянной церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Рядом – сельцо Белоусово, названное, по преданию, по изобилию растущей здесь специфической травы «белый ус». С начала XVIII в. село Белоусово по родству перешло сначала Полевым, затем Колычевым. В 1784 г. менялись полы каменной церкви. От Колычевых в 1787 г. оно перешло князю И.С.Барятинскому.
Располагалось село на Киевском тракте и выполняло роль своеобразного экономического и религиозного центра. Имелось две церкви, каменная и деревянная. Деревянная церковь «по ветхости» не действовала. Роль теплого храма выполнял придел Иоанна Богослова в трапезной части церкви. Архивные источники о прекращении служб в деревянной церкви и освящения придела в каменной отсутствуют. В конце XVIII в. в связи с ростом населения возникла необходимость в строительстве нового, более обширного теплого, уже каменного, храма.
Строительство началось в первом десятилетии XIX в., но было прервано событиями Отечественной войны 1812 г. Французы сожгли село, погибла в огне и старая деревянная церковь. Строительство каменной так и не было завершено. В 1836 г. недостроенное здание было разобрано. Кирпич пошел на обновление теплой трапезы при каменной церкви и постройку колокольни над папертью. Сведений об освящении теплого Богословского придела не сохранилось.
В 1838 г. усадьбой рядом с Белоусовым владел некто М.В.Кареев, после него В.Д.Вернацкий. В 1857 г. он продает часть своего имения вдове статского советника М.П.Дюгамель. С 1858 г. село во владении нескольких помещиков. Имеется несколько заводов, наибольшую прибыль из которых приносит кожевенный. Крестьяне «на оброке» и государственные. В 1884 г. имение М.П.Дюгамель переходит богатому купцу С.А.Фомичеву. В 1911 г. усадьба принадлежала А.М.Калмыкову. Следов усадьбы до нашего времени не сохранилось.
С 1846 г. начинается история уже существующего каменного храма. Тогда было закончено строительство колокольни, на которую местным благотворителем Подольским и Московским мещанином Никитой Сергеевым был пожертвован новый колокол весом в 99 пудов. В 1858 г. клировая ведомость указывает на каменную церковь, с двумя престолами – Михаила Архангела (летним) и Иоанна Богослова в трапезе (зимним). Время постройки не отмечено, церковь с колокольней «крепка». В приходе 127 дворов и достаточный по штату причт. В 1861 г. возникла необходимость перестройки колокольни, связанная с обустройством новых больших колоколов (весом в 199 пудов), не помещавшихся на существующую.
Поданное прошение, составленное священником Матвеем Яковлевичем Селунским, клириками и прихожанами, было одобрено епархиальным начальством. В условие входило возведение новых верхних ярусов, без перестройки старого нижнего, а также сочетание с формами старого храма XVII в. Поэтому в эпоху господства классики, колокольню сделали шатровой. Проект колокольни был согласован в Московской Губернской Строительной и Дорожной комиссии, которая признала его «вполне и во всех частях своих соответствующим правилам архитектуры и строительного искусства».
Таким образом, колокольня – самая старая часть существующего ныне здания.
Главными благотворителями стали уже упомянутый выше мещанин Никита Сергеев, а также помещик Андрей Владимирович Кареев.
К 1888 г. трапезная отстраивается заново и 18 декабря был освящен южный престол Иоанна Богослова.
Из-за недостатка средств строительство велось с соблюдением старого проекта, частично с использованием кирпича старой кладки. Окончательная отделка фасадов, интерьеров и обустройство предусмотренного проектом зимнего придела, во имя Владимирской иконы Божией Матери, не были завершены и к 1894 г. Сведения об окончательной отделке трапезной части и освящении придела в архивных источниках отсутствуют. В дальнейших кратких фрагментарных сведениях из истории храма известен только один теплый придел Иоанна Богослова. Фасады всего здания были оштукатурены цементом, настенная живопись имелась только в летней церкви «отдельными картинами». Сведений об особых святынях нет. На рубеже XIX-XX веков устроен отопительный калориферный подвал.
Волна последовавших за Октябрьским переворотом 1917 г. трагических событий в истории Русской Православной Церкви коснулась и Белоусовской церкви. 17 февраля 1938 г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма священник Николай Ильич Любимов, из семьи потомственных местных священнослужителей. Тем не менее, Промыслом Божиим в церкви продолжались богослужения. Некогда большое и богатое село начало приходить в упадок после строительства новой трассы Киевского шоссе, прошедшего в десяти километрах западнее. В годы войны, в 1941-1942 годах, в Белоусове размещалась зенитная часть, но боев близ села не было. Скупая постсоветская история все же свидетельствует о закрытии храма в 1953 г., гораздо позже всех окрестных церквей. Ближайшие богослужения совершались в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Афинеево, в 20 километрах к югу от Белоусова.
Исстари, при впадении в реку Сохну речки Блиневки существовал «погоcт приходной» с деревянной церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Рядом – сельцо Белоусово, названное, по преданию, по изобилию растущей здесь специфической травы «белый ус». С начала XVIII в. село Белоусово по родству перешло сначала Полевым, затем Колычевым. В 1784 г. менялись полы каменной церкви. От Колычевых в 1787 г. оно перешло князю И.С.Барятинскому.
Располагалось село на Киевском тракте и выполняло роль своеобразного экономического и религиозного центра. Имелось две церкви, каменная и деревянная. Деревянная церковь «по ветхости» не действовала. Роль теплого храма выполнял придел Иоанна Богослова в трапезной части церкви. Архивные источники о прекращении служб в деревянной церкви и освящения придела в каменной отсутствуют. В конце XVIII в. в связи с ростом населения возникла необходимость в строительстве нового, более обширного теплого, уже каменного, храма.
Строительство началось в первом десятилетии XIX в., но было прервано событиями Отечественной войны 1812 г. Французы сожгли село, погибла в огне и старая деревянная церковь. Строительство каменной так и не было завершено. В 1836 г. недостроенное здание было разобрано. Кирпич пошел на обновление теплой трапезы при каменной церкви и постройку колокольни над папертью. Сведений об освящении теплого Богословского придела не сохранилось.
В 1838 г. усадьбой рядом с Белоусовым владел некто М.В.Кареев, после него В.Д.Вернацкий. В 1857 г. он продает часть своего имения вдове статского советника М.П.Дюгамель. С 1858 г. село во владении нескольких помещиков. Имеется несколько заводов, наибольшую прибыль из которых приносит кожевенный. Крестьяне «на оброке» и государственные. В 1884 г. имение М.П.Дюгамель переходит богатому купцу С.А.Фомичеву. В 1911 г. усадьба принадлежала А.М.Калмыкову. Следов усадьбы до нашего времени не сохранилось.
С 1846 г. начинается история уже существующего каменного храма. Тогда было закончено строительство колокольни, на которую местным благотворителем Подольским и Московским мещанином Никитой Сергеевым был пожертвован новый колокол весом в 99 пудов. В 1858 г. клировая ведомость указывает на каменную церковь, с двумя престолами – Михаила Архангела (летним) и Иоанна Богослова в трапезе (зимним). Время постройки не отмечено, церковь с колокольней «крепка». В приходе 127 дворов и достаточный по штату причт. В 1861 г. возникла необходимость перестройки колокольни, связанная с обустройством новых больших колоколов (весом в 199 пудов), не помещавшихся на существующую.
Поданное прошение, составленное священником Матвеем Яковлевичем Селунским, клириками и прихожанами, было одобрено епархиальным начальством. В условие входило возведение новых верхних ярусов, без перестройки старого нижнего, а также сочетание с формами старого храма XVII в. Поэтому в эпоху господства классики, колокольню сделали шатровой. Проект колокольни был согласован в Московской Губернской Строительной и Дорожной комиссии, которая признала его «вполне и во всех частях своих соответствующим правилам архитектуры и строительного искусства».
Таким образом, колокольня – самая старая часть существующего ныне здания.
Главными благотворителями стали уже упомянутый выше мещанин Никита Сергеев, а также помещик Андрей Владимирович Кареев.
К 1888 г. трапезная отстраивается заново и 18 декабря был освящен южный престол Иоанна Богослова.
Из-за недостатка средств строительство велось с соблюдением старого проекта, частично с использованием кирпича старой кладки. Окончательная отделка фасадов, интерьеров и обустройство предусмотренного проектом зимнего придела, во имя Владимирской иконы Божией Матери, не были завершены и к 1894 г. Сведения об окончательной отделке трапезной части и освящении придела в архивных источниках отсутствуют. В дальнейших кратких фрагментарных сведениях из истории храма известен только один теплый придел Иоанна Богослова. Фасады всего здания были оштукатурены цементом, настенная живопись имелась только в летней церкви «отдельными картинами». Сведений об особых святынях нет. На рубеже XIX-XX веков устроен отопительный калориферный подвал.
Волна последовавших за Октябрьским переворотом 1917 г. трагических событий в истории Русской Православной Церкви коснулась и Белоусовской церкви. 17 февраля 1938 г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма священник Николай Ильич Любимов, из семьи потомственных местных священнослужителей. Тем не менее, Промыслом Божиим в церкви продолжались богослужения. Некогда большое и богатое село начало приходить в упадок после строительства новой трассы Киевского шоссе, прошедшего в десяти километрах западнее. В годы войны, в 1941-1942 годах, в Белоусове размещалась зенитная часть, но боев близ села не было. Скупая постсоветская история все же свидетельствует о закрытии храма в 1953 г., гораздо позже всех окрестных церквей. Ближайшие богослужения совершались в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Афинеево, в 20 километрах к югу от Белоусова.
Фото Храм Святого Архангела Михаила в д. Белоусово. Фото начала 1990 гг..
Некоторое время помещение использовалось под лесопилку, затем было совсем заброшено. Были утрачены глава храма и все кровли, своды трапезной, убранство интерьеров, полы, иконостасы. С фасадов, обрушивая кладку, осыпалась штукатурка.
В 1960-х годах в связи с предполагаемым устройством на месте Белоусова и ближайших селений водохранилища, большая часть местных жителей была выселена. Село окончательно обезлюдело.
В 1995 г. находящаяся в аварийном состоянии церковь была возвращена верующим для проведения богослужений. Были проведены противоаварийные работы. Стали совершаться богослужения по воскресным дням и православным праздникам.
В 2002 г. храму был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. В том же году в церковь была передана частица камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский.
В 2007 г. в храме начались масштабные ремонтно-восстановительные работы. В период с 2007 по 2013 годы были заменены фундаменты храма, сделаны новые кровли, оштукатурены фасады и интерьеры, вставлены окна, установлены мраморные полы. Построен газопровод, модульная котельная. На колокольне и центральном куполе установлены кресты. Рядом с храмом построен дом причта, в котором размещается воскресная приходская школа.
В 1960-х годах в связи с предполагаемым устройством на месте Белоусова и ближайших селений водохранилища, большая часть местных жителей была выселена. Село окончательно обезлюдело.
В 1995 г. находящаяся в аварийном состоянии церковь была возвращена верующим для проведения богослужений. Были проведены противоаварийные работы. Стали совершаться богослужения по воскресным дням и православным праздникам.
В 2002 г. храму был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. В том же году в церковь была передана частица камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский.
В 2007 г. в храме начались масштабные ремонтно-восстановительные работы. В период с 2007 по 2013 годы были заменены фундаменты храма, сделаны новые кровли, оштукатурены фасады и интерьеры, вставлены окна, установлены мраморные полы. Построен газопровод, модульная котельная. На колокольне и центральном куполе установлены кресты. Рядом с храмом построен дом причта, в котором размещается воскресная приходская школа.