История
Поселение Рязановское

В Остафьево читали «Горе от ума» Грибоедова и гадали о прототипах

Выдающийся русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов
неоднократно посещал Остафьево, навещая хозяина усадьбы Петра
Андреевича Вяземского. И хотя особенно крепкой дружбы между ними не
было, Петр Андреевич не мог не пригласить на свои литературные вечера
человека, чью пьесу тогда читала вся Москва. Он даже посоветовал внести
несколько правок в первоначальный текст, и с гордостью писал в письмах:
«капля, если не меда и желчи, то по крайней мере капля чернил, то есть».
Более того, в прочитанной пьесе Грибоедова Вяземский узнавал себя:
«Скоро после приезда в Москву, Грибоедов читал у меня и про одного меня
комедию свою». Роль Чацкого Вяземскому не подходила, да и все
окружающие без усилий узнавали в Чацком известного Петра Яковлевича
Чаадаева. И в письмах Александру Сергеевичу Пушкину Вяземский об этом
тоже упоминает: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал
комедию на Чедаева…»

Так в чьих чертах узнал себя Вяземский?
Все становится понятным, когда мы встречаем в тексте пьесы «Горе от
ума» вот этот отрывок:


Молчалин
С Татьяной Юрьевной!!

Чацкий
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.

Молчалин
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна!!!
Известная, - притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.

Чацкий
На что же?


Молчалин
Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.

Чацкий
Я езжу к женщинам, да только не за этим.

Молчалин
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?

Вяземский, как и многие его современники, тут же узнал в персонаже
пьесы Татьяне Юрьевне свою тещу – Прасковью Юрьевну Гагарину, во
втором браке – Кологривову. «Слыхал, что вздорная» – вряд ли эта фраза
могла понравиться Петру Андреевичу!.. И собственные черты в Молчалине
казались Вяземскому очевидными и нарочитыми.

Вяземский не критиковал пьесу. Более того, в Остафьево ставили
сценки из «Горя от ума» при активном участии самого Грибоедова. Но уже
после смерти Александра Сергеевича в 1829 году отзывы владельца
Остафьево о пьесе становятся все холоднее и холоднее: «Признаюсь, мне
оскомину набили эти стереотипные прилагательные: бессмертная,
гениальная, которые, по заведенному единожды порядку, привешивают к
комедии «Горе от ума». Хотелось бы спросить этих господ: из каких доходов
раздают они эти дипломы на бессмертие и гениальность? Какие личные
права имеют они на подобные производства?»

Пусть современники называли и других людей как возможных
прототипов для образа Молчалина, хозяин Остафьево видел в этом
персонаже только себя. И, судя по его статьям и мемуарам, вряд ли простил
Грибоедову столь вольное обращение со своей персоной.

Виктория Журавлева
Александр Сергеевич Грибоедов

Петр Андреевич Вяземский

Прасковья Юрьевна Кологривова

Made on
Tilda