Селу Сальково в поселении Кленовское в этом году исполнилось 440 лет. Но хранит оно в себе еще более древнюю историю. Вот только забылась она за столько веков. Поговаривают, что вода в Салькове с частичками серебра, а назвали село в честь сына одного из монгольских ханов.
Можно сказать, что село Сальково стоит на серебряных родниках.
Можно сказать, что село Сальково стоит на серебряных родниках.
Кленовское. Фото: Владимир Смоляков
«Дорогая» земля и вода с непростым осадком
В XVII веке по речке Унифке, которую сейчас в овраге-то и не видать совсем, ходили большие ладьи, которые везли разные товары. Во всей Кленовской волости село это было самым большим, потому что находилось во владении Новоспасского монастыря. По тем временам — одного из самых богатых в столице. Была в Салькове и десятинная церковь Параскевы Пятницы. Около нее-то ладьи и останавливались, купцы выгружали товары и устраивали ярмарку. «Подходи, налетай», — зазывали купцы народ. Только и успевай торговаться.
— В селе до сих пор монетки старинные находят, — в один голос говорят жители Салькова. Крупных кладов здесь вроде как и не прятали, а вот мелкие «подарки» из прошлого искатели из соседних деревень уже все выкопали.
Предполагают, что в более стародавние времена, в XIII–XV веках, на месте Салькова собирали дань, оттого здесь земля так была богата на монеты. Да и название села связывают, по одной из версий, с именем Сальк, сына одного из монгольских ханов. Вот, правда, какого именно, ни местные, ни старинные книги не знают.
А вода здесь что ни на есть драгоценная.
По одной из легенд, пару веков назад батюшки, которые служили в местном храме, даже продавали жителям других деревень воду с «серебром», которое выпадало осадком. И на этом неплохо зарабатывали.
В начале XX века здесь жили колпачники.
Хотя здесь неплохо жили и сами деревенские. После революции мужчины изготавливали колпаки по заказу, а в самом Салькове была фетровая фабрика. Владел ею бывший помещик Дротин, который и после 1917 года имел у себя в подчинении несколько крестьян. Правда, к 1930 году его раскулачили, а дом отдали сначала под сельсовет, потом под клуб.
В годы советской власти село начинало жить по-новому. Сюда приезжали те, кому государство выделяло десятину, а поэтому в каждом доме было свое хозяйство. О царских временах здесь уже и не вспоминали. Нужды в этом никакой не было.
Так бы спокойно приезжие и могли наладить свой быт, отстроить большие дома, если бы не начавшаяся война...
С 1704 года в селе действует и храм, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существовал он до 1922 года, пока не был закрыт. В советское время его отдали под зернохранилище, а к концу XX века от здания практически ничего не осталось.
Церковь восстанавливали вместе.
С 1999 года, когда храм передали Русской православной церкви, здесь сменилось четыре настоятеля. Каждый из них пытался восстановить разрушенное здание, но все было безуспешно. Пока в 2007 году в Салькове священником не стал отец Михаил Поздникин.
Молодой батюшка, только что окончивший духовную семинарию, приехал в село, провел первую службу и понял: нельзя оставлять храм в таком состоянии. За три года здание храма удалось полностью восстановить. И даже купола из золота возвести. А что самое интересное, на деньги двух бабушек.
А во время восстановления храма к отцу Михаилу попали и старинные иконы, которые передал ему бывший староста села Евгений Назарбаев.
— В селе до сих пор монетки старинные находят, — в один голос говорят жители Салькова. Крупных кладов здесь вроде как и не прятали, а вот мелкие «подарки» из прошлого искатели из соседних деревень уже все выкопали.
Предполагают, что в более стародавние времена, в XIII–XV веках, на месте Салькова собирали дань, оттого здесь земля так была богата на монеты. Да и название села связывают, по одной из версий, с именем Сальк, сына одного из монгольских ханов. Вот, правда, какого именно, ни местные, ни старинные книги не знают.
А вода здесь что ни на есть драгоценная.
По одной из легенд, пару веков назад батюшки, которые служили в местном храме, даже продавали жителям других деревень воду с «серебром», которое выпадало осадком. И на этом неплохо зарабатывали.
В начале XX века здесь жили колпачники.
Хотя здесь неплохо жили и сами деревенские. После революции мужчины изготавливали колпаки по заказу, а в самом Салькове была фетровая фабрика. Владел ею бывший помещик Дротин, который и после 1917 года имел у себя в подчинении несколько крестьян. Правда, к 1930 году его раскулачили, а дом отдали сначала под сельсовет, потом под клуб.
В годы советской власти село начинало жить по-новому. Сюда приезжали те, кому государство выделяло десятину, а поэтому в каждом доме было свое хозяйство. О царских временах здесь уже и не вспоминали. Нужды в этом никакой не было.
Так бы спокойно приезжие и могли наладить свой быт, отстроить большие дома, если бы не начавшаяся война...
С 1704 года в селе действует и храм, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существовал он до 1922 года, пока не был закрыт. В советское время его отдали под зернохранилище, а к концу XX века от здания практически ничего не осталось.
Церковь восстанавливали вместе.
С 1999 года, когда храм передали Русской православной церкви, здесь сменилось четыре настоятеля. Каждый из них пытался восстановить разрушенное здание, но все было безуспешно. Пока в 2007 году в Салькове священником не стал отец Михаил Поздникин.
Молодой батюшка, только что окончивший духовную семинарию, приехал в село, провел первую службу и понял: нельзя оставлять храм в таком состоянии. За три года здание храма удалось полностью восстановить. И даже купола из золота возвести. А что самое интересное, на деньги двух бабушек.
А во время восстановления храма к отцу Михаилу попали и старинные иконы, которые передал ему бывший староста села Евгений Назарбаев.
Вспоминая историю
К 70-м годам прошлого века Сальково перестало быть тем большим селом, которое когда-то все знали. Никто бы подумать не мог, что пару веков назад оно славилось своими ярмарками. А лет 30 назад местные были как одна большая семья. Жителям стали предлагать квартиры в соседних деревнях, взамен прося снести свой дом в Салькове, оставив только участок. Многие на такой бартер соглашались и меняли свои имения на комнатки. И только спустя десятилетия люди как будто опомнились. Поняли, что свои дома, в которых когда-то жили их родители, нужно восстанавливать. И об истории предков не забыть.
Подробнее читайте в статье:
Там, на серебряных родниках... / Алина Зинина // Новые округа. – 2019. – 21 мая. – № 32 (348). – С. 8-9.
Подробнее читайте в статье:
Там, на серебряных родниках... / Алина Зинина // Новые округа. – 2019. – 21 мая. – № 32 (348). – С. 8-9.