Тема второго выпуска «Летописей» – более чем 250-летняя история фабрики, которая два века играла роль «градообразующего» предприятия тогдашнего посёлка Троицкое. Так получилось, что в первом выпуске в основном были мои тексты, поэтому хотелось по максимуму использовать «багаж» Воробьёва – телевыпуски «Летописей», текстовые заметки, публикации в соцсетях. Конечно, заметно их переработав.
В старых, начала 2000-х, выпусках «Летописей» есть множество бесценных свидетельств о военных и послевоенных годах, чьи авторы уже ушли из жизни, а тут мы видим, как они говорят... Я постарался привести побольше этих цитат, которые оживляют скупые строчки хронологии и статистики. Многое было взято из архивов «ГорРитма» и «Троицкого варианта», прежде всего тексты Ольги Скворцовой и Аллы Федосовой. Там, где это были существенные фрагменты, я указывал их авторство. В составлении основной, то есть фабричной истории, очень помогла книга Лидии Глебовой «История Новой Москвы».
Часть 1. Загадки
Специфика работы над журналом – в сроках. Пусть они и не такие жёсткие, часто не оставалось времени на детальные выяснения, приходилось оставлять знаки вопроса или вообще откладывать темы на потом. А иногда ответов просто не было. Среди таких «зависших» вопросов...
Часть 1. Загадки
Специфика работы над журналом – в сроках. Пусть они и не такие жёсткие, часто не оставалось времени на детальные выяснения, приходилось оставлять знаки вопроса или вообще откладывать темы на потом. А иногда ответов просто не было. Среди таких «зависших» вопросов...
1. Масштабы деятельности фабрики при Евреинове, был ли перерыв в деятельности и какой. Мнения расходятся. Глебова считает, что при Евреинове было полноценное производство, Беднажевская – только для себя. По Глебовой, определённые мощности / здания времён Евреинова работали ещё до 1880-х годов. Далее, обращает внимание то, что все владельцы: Евреинов, Прохоровы, Александровы, Войт и ещё два были неудачливы. Бизнес прогорал, они не платили деньги рабочим, потом умирали или продавали своё имущество. Только сообщество Ришей смогло поставить дело на лад, и до революции всё работало как часы. Что изменилось?
2. Ранний Троицкий храм. Глава о нём была в изначальном тексте Андрея Воробьёва, о нём рассказывали в телепередачах, но вопросов было больше, чем ответов, и я оставил эту историю на потом. Неясно практически всё: время создания, время разрушения, точное место расположения, внешний вид... Сохранилось одно-единственное изображение в углу одной старой карты, плюс описание (число приделов, конструкция (шатровая) и т.д.) и примерные годы существования – начало 1600х – начало 1800-х.
Можно предположить, что до XVII века в наших кроях уже был некий храм. Ведь данные начала 1600-х описывают здесь некую «Троицкую пустошь». То есть обезлюдевшее село. Причин много – опричнина, войны Ивана Грозного, голод, Смутное время. А с чего бы его назвали Троицким? Скорее всего, в честь храма. Затем, очевидно, церковь была заново отстроена. А утрачена после нашествия Наполеона или незадолго до этого. Версия 1 – сгорела. Версия 2 – обветшала и был снесена, а восстанавливать не стали – хватало соседнего в Богородском. Что верно? Нужно исследовать глубже.
Рядом с храмом должно было быть кладбище. Это подтверждают рассказы старожилов про находившиеся при постройке домов по Парковой улице скелеты и черепа. Об этом недавно публиковал фотографии Константин Рязанов. А вот насчёт места храма ясности нет. Был бы фундамент – о нём бы что-то да рассказали.
Сейчас есть инициатива построить новый храм. По-моему, довольно спорная. С точки зрения истории мы не знаем, где он был, какой он был – что именно мы восстанавливаем? С точки зрения веры храм уже восстановлен, пусть и в немного другом месте.
Ещё интересный исторический момент. В архиве ТЛ есть фото ЦПШ в Ватутинках, то есть при Тихвинском храме. Дом помещика Плавильщикова и священник с детьми. А фото самого храма нет. Странно, такую важную часть посёлка – и не сфотографировали. А может, специально уничтожили, боясь преследований?
Можно предположить, что до XVII века в наших кроях уже был некий храм. Ведь данные начала 1600-х описывают здесь некую «Троицкую пустошь». То есть обезлюдевшее село. Причин много – опричнина, войны Ивана Грозного, голод, Смутное время. А с чего бы его назвали Троицким? Скорее всего, в честь храма. Затем, очевидно, церковь была заново отстроена. А утрачена после нашествия Наполеона или незадолго до этого. Версия 1 – сгорела. Версия 2 – обветшала и был снесена, а восстанавливать не стали – хватало соседнего в Богородском. Что верно? Нужно исследовать глубже.
Рядом с храмом должно было быть кладбище. Это подтверждают рассказы старожилов про находившиеся при постройке домов по Парковой улице скелеты и черепа. Об этом недавно публиковал фотографии Константин Рязанов. А вот насчёт места храма ясности нет. Был бы фундамент – о нём бы что-то да рассказали.
Сейчас есть инициатива построить новый храм. По-моему, довольно спорная. С точки зрения истории мы не знаем, где он был, какой он был – что именно мы восстанавливаем? С точки зрения веры храм уже восстановлен, пусть и в немного другом месте.
Ещё интересный исторический момент. В архиве ТЛ есть фото ЦПШ в Ватутинках, то есть при Тихвинском храме. Дом помещика Плавильщикова и священник с детьми. А фото самого храма нет. Странно, такую важную часть посёлка – и не сфотографировали. А может, специально уничтожили, боясь преследований?
3. Точная хронология, кто в какое время был управляющим фабрики и/или директором Товарищества из Ришей. Аналогичная хронология директоров фабрики после революции, а также после войны (есть только перечисление, у одного нет даже точного имени).
Часть 2. Находки
Часть 2. Находки
1. Карта фабрики 1881 года и её описание. Эта карта есть в книге Глебовой и в книге взята репродукция оттуда. Но! Незадолго до завершения работы я нашёл в сети её более полный вариант (где есть целиком описание объектов). Некто на сайте-аукционе «Мешок» продавал старинный отчёт – обследование жизни и труда рабочих, проведённое в 1881 году Московским земством во главе с профессором Московского университета, специалистом в области санитарии и гигиены Фёдором Фёдоровичем Эрисманом (что-то вроде нынешней СЭС). Комиссия объездила все фабрики Московской губернии, проверяя там санитарную ситуацию, и по каждой сделала подробный отчёт. Описав, где какие есть «ретирады» и в каком они состоянии: «всё до крайности загажено». А между делом закартографировала и описала функции всех построек. Бесценно! Дизайнер Юлия раскрасила карту и чуть-чуть её дополнила, чтобы пояснить, как относительно современной местности всё это расположено. Кстати, там есть и гипотетические постройки времён Евреинова.
P.S. На презентации ТЛ мне сообщили, что этот отчёт есть целиком в открытом доступе. Где? Я пока не нашёл.
P.S. На презентации ТЛ мне сообщили, что этот отчёт есть целиком в открытом доступе. Где? Я пока не нашёл.
2. Это не моя находка, а давно известные сканы из фондов Троицкого музея, выложенные на сайте музея, и всё равно, когда видишь такое первый раз, оторопь берёт. Письма с фронта и сообщения о гибели на войне...
3. Интервью Альбины Дмитриевны Царенко, представителя фабричной династии. Я искал, чем бы дополнить материал про Зинаиду Мазилину, и вспомнил давний, ещё 2015 года, разговор на конференции в библиотеке №1, очень тёплый и добрый. Оказалось, её уже нет. Но в поиске по газетным архивам нашёл текст про неё, а в нём – фото, в углу знакомое лицо. Это Юрий Ильин, бас-гитарист троицкой фолк-метал-группы «Время охоты» и, оказалось, её внук! Юрий поделился несколькими архивными фото Альбины Дмитриевны.
4. А когда мы делали материал про Зинаиду Ивановну Мазилину, возникла мысль визуализировать 500-летнюю фабричную династию. 500 лет – конечно, фигура речи, мы складываем стажи всех, кого решили к ней причислить. Нужны были фото, нашлись далеко не все. Воробьёв дал телефон её внука Павла Мазилина. Я позвонил, определитель высветил телефон Анны Лотовой. Ошибка! Второй раз Андрей вроде прислал верный. Звоню... Отвечает пожилая женщина. Соседка по деревне. Она была очень добра и подсказала телефон Павла. Тот отозвался, но фотографиями поделиться не смог, нет, зато передал контакт ещё одной выдающейся троичанки – Светланы Григорьевны Королёвой (Ручкиной), дочери того самого Григория Ручкина, директора фабрики во время войны. Она переслала большую часть нужных фото. Правда, качество телефонное, но и то спасение. Надеюсь как-нибудь добраться до оригиналов фотографий и качественно их отсканировать для будущих версий текста. А попутно она прислала документы про Ручкина, я отыскал старую газетную статью Ольги Геннадьевны Скворцовой, и так в журнал добавился ещё один материал, который там обязан был быть.
4. А когда мы делали материал про Зинаиду Ивановну Мазилину, возникла мысль визуализировать 500-летнюю фабричную династию. 500 лет – конечно, фигура речи, мы складываем стажи всех, кого решили к ней причислить. Нужны были фото, нашлись далеко не все. Воробьёв дал телефон её внука Павла Мазилина. Я позвонил, определитель высветил телефон Анны Лотовой. Ошибка! Второй раз Андрей вроде прислал верный. Звоню... Отвечает пожилая женщина. Соседка по деревне. Она была очень добра и подсказала телефон Павла. Тот отозвался, но фотографиями поделиться не смог, нет, зато передал контакт ещё одной выдающейся троичанки – Светланы Григорьевны Королёвой (Ручкиной), дочери того самого Григория Ручкина, директора фабрики во время войны. Она переслала большую часть нужных фото. Правда, качество телефонное, но и то спасение. Надеюсь как-нибудь добраться до оригиналов фотографий и качественно их отсканировать для будущих версий текста. А попутно она прислала документы про Ручкина, я отыскал старую газетную статью Ольги Геннадьевны Скворцовой, и так в журнал добавился ещё один материал, который там обязан был быть.
5. Рассказ про улицы фабричного посёлка был не очень длинным – почти всё уже сказано в основной части... И открытий не должно было быть – ведь я там живу, дом выходит одним из окон на фабричную площадь – которая ни разу не площадь, а внутренний дворик нескольких домов. Ирония градостроительства – когда-то Сиреневый бульвар построили, выдав его за внутренние дворы нескольких домов. А тут былая площадь превратилась в двор... Но не о том речь. Готовя материалы, я часто искал по ключевым словам, вдруг что найдётся в архивах ГорРитма, Троицкого варианта, сообщества ТЛ вконтакте, а тут вспомнил, что надо бы заглянуть и в Фейсбук. И там увидел то, что было в памяти, но не нашел больше нигде – на одной из мутных, кое-как переснятых на телефон фотографий был старый фабричный клуб 1950-х годов! Выглядел он совершенно неузнаваемо. С арочными окнами, лестницей снаружи. По этой лестнице спускались из кинозала после просмотра фильма. А вот поднимались на второй этаж внутри, через кассовый зал. На первом этаже работала библиотека, часть этажа занимало семейное общежитие (с отдельным входом слева с торца здания). Дома рядом – ещё одноэтажные, их снесли и построили нынешние двухэтажки для работников фабрики. Фото взято из семейного альбома Елены Васюто, слева – её будущая свекровь Мария Багрова.
В архиве редакции была серия сканов фотоархива Васюто, но без названий, только по номерам, почему-то в формате pdf и повёрнутые набок. Пытаться что-то найти по ним было абсолютно невозможно. Но я потыкал наугад и, о чудо – вот эта фотография! Там ещё много интересного... но без посторонней помощи не разобраться.
В архиве редакции была серия сканов фотоархива Васюто, но без названий, только по номерам, почему-то в формате pdf и повёрнутые набок. Пытаться что-то найти по ним было абсолютно невозможно. Но я потыкал наугад и, о чудо – вот эта фотография! Там ещё много интересного... но без посторонней помощи не разобраться.
5. Рассказ про улицы фабричного посёлка был не очень длинным – почти всё уже сказано в основной части... И открытий не должно было быть – ведь я там живу, дом выходит одним из окон на фабричную площадь – которая ни разу не площадь, а внутренний дворик нескольких домов. Ирония градостроительства – когда-то Сиреневый бульвар построили, выдав его за внутренние дворы нескольких домов. А тут былая площадь превратилась в двор... Но не о том речь. Готовя материалы, я часто искал по ключевым словам, вдруг что найдётся в архивах ГорРитма, Троицкого варианта, сообщества ТЛ вконтакте, а тут вспомнил, что надо бы заглянуть и в Фейсбук. И там увидел то, что было в памяти, но не нашел больше нигде – на одной из мутных, кое-как переснятых на телефон фотографий был старый фабричный клуб 1950-х годов! Выглядел он совершенно неузнаваемо. С арочными окнами, лестницей снаружи. По этой лестнице спускались из кинозала после просмотра фильма. А вот поднимались на второй этаж внутри, через кассовый зал. На первом этаже работала библиотека, часть этажа занимало семейное общежитие (с отдельным входом слева с торца здания). Дома рядом – ещё одноэтажные, их снесли и построили нынешние двухэтажки для работников фабрики. Фото взято из семейного альбома Елены Васюто, слева – её будущая свекровь Мария Багрова.
В архиве редакции была серия сканов фотоархива Васюто, но без названий, только по номерам, почему-то в формате pdf и повёрнутые набок. Пытаться что-то найти по ним было абсолютно невозможно. Но я потыкал наугад и, о чудо – вот эта фотография! Там ещё много интересного... но без посторонней помощи не разобраться.
Честь открытия снимка принадлежит нашему фотографу Александру Корнееву, который по образованию вообще-то архитектор, и нашёл этот портрет в том самом учебнике и... узнал Назарова! В выражении лица мальчика действительно есть что-то знакомое. Да, по правде говоря, Александр Константинович не сильно изменился!
Часть 3. Направления исследований.
1. Судьба Ришей и баронов Черкасовых. Вроде как Риши эмигрировали на родину в Швейцарию. А вдруг до сих пор живы их потомки? А вдруг у них сохранились семейные архивы, фото, воспоминания? Как бы это обогатило наше краеведение? То же касается Черкасовых. По ним есть генеалогическое исследование, аристократы блюдут свою историю, был даже визит одной из баронесс в 90-х, где она якобы признала свою старинную усадьбу... в здании санатория, построенном в 1950-х. И грустно, и смешно.
2. Архивы заполняются, оцифровываются, всё больше становится доступным. Пример – история «герберга», старинного трактира, которая была написана, но не поместилась в выпуск. Ждём новых находок!
3. История первых школ имеет продолжение. Их преемницы – 2-я, 4-я школы в микрорайоне, 1-я и 3-я – в Академгородке. Про них мы писали в газете. Надо развивать темы дальше. Не охваченной осталась Вечерняя школа – она была в здании бывшего детсада (где сейчас Текстильщиков 3/3). Потом какое-то время там располагалась ТПШ. И про детсады – отдельная большая тема...
4. Вырезки из газет. На Яндексе появился газетный архив. Правда, очень маленький. Из дореволюционного там есть газета «Коммерсант» и в ней много мелких заметок про фабрику – отчётов товарищества. А из советского – Вечерняя Москва, где порой встречаются статьи и про фабрику, и про институты. Про институты – больше. По именам кое-что нашлось, думаю, это не предел. И, надеюсь, другие газеты тоже будут оцифрованы, и мы там многое отыщем.
1. Судьба Ришей и баронов Черкасовых. Вроде как Риши эмигрировали на родину в Швейцарию. А вдруг до сих пор живы их потомки? А вдруг у них сохранились семейные архивы, фото, воспоминания? Как бы это обогатило наше краеведение? То же касается Черкасовых. По ним есть генеалогическое исследование, аристократы блюдут свою историю, был даже визит одной из баронесс в 90-х, где она якобы признала свою старинную усадьбу... в здании санатория, построенном в 1950-х. И грустно, и смешно.
2. Архивы заполняются, оцифровываются, всё больше становится доступным. Пример – история «герберга», старинного трактира, которая была написана, но не поместилась в выпуск. Ждём новых находок!
3. История первых школ имеет продолжение. Их преемницы – 2-я, 4-я школы в микрорайоне, 1-я и 3-я – в Академгородке. Про них мы писали в газете. Надо развивать темы дальше. Не охваченной осталась Вечерняя школа – она была в здании бывшего детсада (где сейчас Текстильщиков 3/3). Потом какое-то время там располагалась ТПШ. И про детсады – отдельная большая тема...
4. Вырезки из газет. На Яндексе появился газетный архив. Правда, очень маленький. Из дореволюционного там есть газета «Коммерсант» и в ней много мелких заметок про фабрику – отчётов товарищества. А из советского – Вечерняя Москва, где порой встречаются статьи и про фабрику, и про институты. Про институты – больше. По именам кое-что нашлось, думаю, это не предел. И, надеюсь, другие газеты тоже будут оцифрованы, и мы там многое отыщем.
Доклад опубликован на канале MyTroitsk
В программах "Троицк древний, старинный и современный" сохранился рассказ об истории города Глебовой Лидии Ивановны, автора книг по истории г. Троицка и его окрестностей (примечание от координатора сайта)