Вековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Однако, когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Это было описание одежды князя Даниила Галицкого в Ипатьевской летописи. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. «Кружевоплетение – изобретение женского ума и работа женских рук – один из наиболее тонких и кропотливых видов декоративно-прикладного искусства. «Драгоценная паутина», «животрепещущие ткани» - так называли кружево обозреватели модных журналов XIX века.»
Подушка для плетения кружев квадратной формы со скалками, начало ХХ в.
Музей истории усадьбы Щапово
Как свидетельствуют документы, и это считается официальной версией, кружевоплетение в деревне Васюнино появилось осенью 1824 года. У помещика Николая Григорьевича Челищева, которому принадлежали села Васюнино, Лыково, Петрово и некоторые другие близлежащие деревни, прислуживала сенная девушка Мария Николаевна Маркоткина. Она, присматривая за гардеробом своей госпожи, любовалась тончайшими кружевными тканями. Возможно, восстанавливая порвавшуюся нежную воздушную ткань кружева она и смогла проследить за хитросплетениями нити. Так природное любопытство дворовой девушки Марии и расположение господ помогли стать селу Васюнино колыбелью кружевного промысла в Подмосковье. Помещик Челищев Н. Г. приходил в восторг от привозимых издалека брюссельских и венецианских кружев, а Мария умела подражать всему, что ее поражало. Мария Николаевна,повидав всевозможные украшения на барских платьях, стала тайком пробовать их повторять. Срисовывала узоры, а затем ловкими руками воспроизводила. Поэтому Челищев решил, что можно не закупать кружево из-за границы, а делать свое!
Со временем, выйдя замуж за крестьянина села Васюнино, Мария Николаевна не бросила своего увлечения и плела кружева, которые выгодно продавала в Москве через местных гребенщиков. Постепенно приобщила она к своему мастерству местных женщин. Узоры присматривали здесь же, в лесах Подольского уезда. Найдут диковинной формы лист или зонтик цветочный, и появится он в затейливом кружевном узоре. Говорят, что Мария Николаевна плести кружево была большая мастерица. Умерла она 1854 году в 90 летнем возрасте.
После отмены крепостного права в 1861 году умение плести тончайшее кружево позволило крестьянкам приносить доход в семью. Через 50-60 лет после возникновения в этих местах кружево плели все женщины, девушки и дети. Девочки плели простейшее узенькоекружево на продажу уже с 6-7 лет. В деревне Бунчиха, за неимением девочек, даже мальчики занимались кружевоплетением. Первоначально это были разрозненные мастерицы, создававшие кружево на основе своих знаний и придуманных рисунков. Особая «манера» плетения шелковой нитью и форма коклюшек послужили созданию индивидуального стиля кружевоплетения Подольского уезда.
Промысел процветал. Сбыт был тоже налажен, ведь рядом Москва. О васюнинских мастерицах слава пошла по всей Руси. Документы 1913 года свидетельствуют, что «… Васюнинский кружевной промысел имеет большое значение для державы, ибо так как здесь кружева не плетут нигде…» Что же в них такого особенного, в чем традиции? Подбирая стилистику будущих изделий, исходили из того, что было характерно для россиян средней полосы: отсутствие резких контрастных расцветок. На Украине, в Молдавии, да и на юге России – скажем, в Ростовской области, среди казачества, вышивка яркая, преобладает обилие красных или черных тонов на вышитых изделиях. В более северных и холодных областях России краски мягче, вышивка либо в тон ткани, либо чуть темнее ее. Подбираются ткани исконно русские – грубый лен, нежный шелк. Именно этот спокойный, величавый, очень гармоничный вид кружевной отделки создает национальную неповторимость готового изделия. Особым спросом пользовались кружева из Васюнина. Высокая техника плетения не знала себе равных. С васюнинскими кружевницами не могли сравниться ни мастерицы Вологды, ни Ельца, ни Рязани. Узоры сочинялись самими мастерицами.
Васюнинское кружево исключительно многопарное, с цветочными рисунками на тюлевом фоне, с самыми тонкими решетками, со сканью обводом.Мастерство подмосковных мастериц великолепно! Кружево очень красиво. В магазинах того времени найти их изделия было очень трудно. Они почти целиком шли в бельевые мастерские Москвы. На заказ плетеи выполняли узоры 150-200 парами коклюшек. Единственным недостатком, как и во многих других местностях, являлось плетение из хлопчатобумажной нити, которая имеет плохую сохранность. После революции и гражданской войны в период НЭПа вновь возник спрос на кружева. И отвечая запросам времени в Васюнино появилась кружевная артель. Васюнинская артель входила в систему Мосшвейсоюза. У артели имелись филиалы в Воронове, Лопасне (ныне г. Чехов) и Тарутине. Васюнинские кружевницы в 1937 году принимали участие в профсоюзной конференции, которая скорее всего проходила в Вороново.
Великая отечественная война спутала все карты. На территории деревень относящихся к Васюнинской артели шли ожесточённые бои и еще долго было не до кружева. Однако в 1946 году, буквально через год после окончания войны в Васюнино вновь собралась кружевная артель. Председателем её стал Василий Михайлович Абызов. Этот период имел большое значение для развития промысла.В ней работало до 500 человек из деревень: Васюнино, Спас-Купля, Рогово, Стремилово и других близлежащих деревень.
В 1961 году артель была реорганизована в Васюнинскую галантерейную фабрику, затем переименована в Васюнинскую фабрику художественных строчевышитых изделий. С 1983 года руководителем предприятия стала Надежда Николаевна Смольянинова. В 1999 году его преобразовали в ЗАО фирма «Василиса». Надежда Смольянинова решила возродить ручное плетение. Женщина пошла по окрестным домам, чтобы собрать лучшие образцы кружева, ездила по разным музеям и пыталась восстановить утраченную технику плетения. И в начале 1990-х о васюнинском кружеве вновь заговорили! Его возили на выставки за рубеж, а один из орнаментов для вечерней юбки мастерицам заказал даже модельер Вячеслав Зайцев.
Все минувшие годы, десятилетия, несмотря на невзгоды и лихолетья, особое, ни на что не похожее кружевное ремесло в Подмосковье процветало.
Вот только в 2000-е годы из-за финансовых трудностей производство пришлось закрыть. Сейчас о васюнинском кружеве из местных почти никто и не знает.
В настоящее время удивительные по красоте «тюлевые» изделия 1880-х годоввасюнинских кружевниц можно увидетьв Москве в Государственном Историческом Музее, во Всероссийском музее Декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Два кружева, «цветами» и «перами» хранятся в Русском Музее, а «кораблями и шашками» в Государственном Эрмитаже г. Санкт-Петербург. Встречаются Васюнинские кружева и в частных коллекциях. Например, в коллекции Новиковой Галины Владимировны есть прошва и край «перами», и еще целое чайное платье, собранное из мерного васюнинского кружева. Недавно её коллекция была представлена на выставке в Измайлове. Уникальные образцы васюнинского кружева, созданные уже в послевоенное время жительницами нашего поселения, хранятся в Выставочном зале истории и краеведения поселения Роговское.
Промыслу в Васюнине почти 200 лет.
Чайное платье из васюнинского кружева
Сегодня искусство подмосковного кружева практически утеряно. Последние оставшиеся кружевницы уже в очень преклонном возрасте и давно не плетут.
Работник библиотеки ДК «Юбилейный» Халина Елена Евгеньевна еще 30 лет назад освоила технологию плетения кружева на коклюшках и сейчас пытается эти навыки передать всем желающим.
При ДК «Юбилейный» действует кружок для детей, которые делают свои первые шаги в этом удивительном и прекрасном рукоделии. Так же в рамках программы «Московского долголетия» осваивают навыки плетения кружева на коклюшках люди уважаемого возраста. Жители поселения надеются, что этот промысел не будет окончательно утерян, а возродится в новом качестве.
Сергей Маркус В ВАСЮНИНО ИДУ - памяти Марии Николаевны Маркоткиной, основательницы народного промысла васюнинских кружевниц, продолжавших традиции Западной Европы 1 С молочной нежностью эмалевый апрель Раскинул надо мной просторы туч и света. Я шёл в Васюнино по царственно пустым Полям, пустым полям – и вспоминал Марию. Она жила здесь двести лет назад, Была в работницах, душою мастерица. Вдруг барин из Парижа сам привёз Дрожание волшебных кружев – чудо! «Се бьен, шарман!» - вскричала вся родня, Когда увидела, как Маша самокрутно Кружит узор не хуже, чем француз… А что, а что?! Не зря в Париж прогнали, Не зря там гостевали – шарм плели, Амурами победно угощались. А на прощанье вывезли для жён, Да для девиц – ручное загляденье. Вот кружева дрожащие «малин»!! На что нам тот Мехлин? Васюнино роднее, Здесь лишь мужик успеет что собрать, И снова голь да пустота по избам… Земля калужская просторна, но скудна. Но вот теперь у баб своё ручное царство – сытно! Чуть только обучись, в смекалке терпелива, И льются вдоль на свет такие кружева, Такие ленты, паутины-диво… У нас васюнинские – лучше! – кружева. И так расцвёл весь край, с Подольска до столицы, Так голубилась Родина моя… 2 Иду в Васюнино – теперь там всё забыто. Мария Николавна в свет ушла, Оставив сотням девушек и женщин Кормленье от прозрачна ремесла. Настал век фабрик, в одночасье рухнул Мир девичьего тонкого труда, Никто не поднял рук умелых. А Советы Уж попытались было – но прошло… Скорее вяжет техника, компьютер, И никому коклюшки не нужны… Чего ж нам вспоминать? Мгновенным было счастье, Коротким, словно девичья судьба. Иду назад – берёзы окружают Полей пустоты. Дальше - небеса, «В стеклянной тверди» смерти голоса, В пустых просветах – явно кружева «В сознании минутной силы» побеждают!